Чтобы связаться с «Ю Пэ», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Ю ПэЮ Пэ
Заходил 23 дня назад

Тирлян- легенды и были. Церковь. Часть 1.Из цикла.

Часть 1. ЦЕРКОВЬ.
"Всякая религия есть душа народа".Федор Дмитровский.

Вся информация мною взята из журналов "Оренбургские епархиальные ведомости" за 1873-1918гг.

Предыстория.
Церковь во все времена была опорой государства, ибо она выполняла и выполняет важные политические,идеологические и правовые функции.Любая церковь имеет свою разработанную догматическую и культовую систему.
С заселением и освоением южноуральских земель здесь стали появляться церкви и монастыри. С образованием в 1744 году Оренбургской губернии, к ней были приписаны Уфимская провинция, вся Башкирия, Исетская провинция, Ставропольское ведомство, Яицкие казаки.
Но в административном отношении духовенство принадлежало к разным епархиям.Духовенство Исетской провинции в составе Челябинского, Троицкого уездов и города Верхнеуральска относились к Тобольской епархии. Оренбург, линейные казачьи крепости в Оренбургском, Бузулукском, Стерлитамакском, и Верхнеуральском уездах и яицкие казаки к Казанской епархии.
В мае 1764 года часть Уфимской провинции, в основном приходы крестьянские на территории Башкирии и все заводские села: Белорецкого, Кананикольского, Кагинского и другие частные, а на Южном Урале все заводы были частные, были отчислены к Вятской епархии, где они и были до 1791 года.
Приходы в казенных заводах подчинялись горному начальству в Екатеринбурге. Такое положение дел
существовало до конца 18 века.
В ноябре 1796 года были уточнены границы губерний, а в мае 1799 года Указом Павла Первого
епархии должны были утверждаться в границах губерний. В начале 1800 года была открыта самостоятельная Оренбургская епархия с архиерейской кафедрой в УФЕ. Но епархия оказалась слишком громоздкой и трудноуправляемой, поэтому в 1850 году была выделена самостоятельная Самарская епархия, а в 1859 году Синод разделил Оренбургскую епархию на Уфимско- Мензелинскую и Оренбург-
ско-Уральскую.Но границы между епархиями окончательно были определены лишь в 1862 году, когда
приходы Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов были отчислены к Оренбургской епархии.
А в 1865 году и Оренбургскую губернию разделили на Уфимскую и Оренбургскую.
С ростом количества населения и приходов из состава Оренбургской епархии Уральская область была причислена к Самарской епархии и епархия стала называться Оренбургская и Тургайская. В епархии
были утверждены кафедры викарного епископа в Челябинске и Кустанае.
3 мая 1917 года Челябинский викариатский съезд постановил: открыть самостоятельную кафедру
в Челябинске, образовав особую епархию в составе Челябинского духовно-училищного округа и уездов
округа: Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского. Были выбраны члены духовного епархиального
совета при епископе Челябинском.В него вошли священники К.П. Прокопьев, В.Я.Русанов, протодиакон
А.В.Архипов, диакон Унгвицкий, от мирян Дамочкин.

Земская волость была не только административно- территориальной единицей,но и церковной
общиной-приходом.Священники были не только требоисправителями, они, кроме церковной службы,
вели и гражданские дела.Церковный причт вел метрические книги, в которых регистрировались акты рождения,крещения.венчания. смерти,переезды на другое место жительства. акты купли-продажи,дарения.
Кроме того на них была возложена и часть обязанностей полицейской службы: следить за поведением прихожан в быту, фиксировать политическую благонадежность прихожан.
Собрание прихожан выбирало старосту,членов приходского попечительства,уполномоченных.
Заключали договор с причтом о новой усадьбе, о земельном участке, о размерах вознаграждения за
богослужебные действия. Прихожане могли и отказать священнику от места. Жизнь священника и служителей, материальное обеспечение зависело от прихода-богатый он или бедный. Часто в наказание служители ссылались в бедные приходы для исправления.
По существующим узакононениям сельские общества при постройке церквей отводили для причтов усадебную и полевую землю,землю под церковный погост.Раньше рядом с церковью располагалось и
кладбище,лишь позже кладбища стали выносить за территорию селения.
В Тирляне причт имел 60 десятин земли от помещика (65.4 га). В казачьих станицах до 300 десятин
от войска. Служители получали денежное содержание от общины или казны. В Тирляне в конце 19 века причт получал от общины 246 рублей в год. В Верхнеуральском соборе протоиерей получал 57 рублей 38 копеек,священник 57 руб.36 коп., дьякон 19 руб.14 коп.,псаломщик 19 руб., 12 коп.
Из объявления- в 1881 году на вакантное место просвирни в Верхнеуральск приглашались вдовы и сироты духовного звания с вознаграждением за труд 48 руб.в год, при готовой квартире и готовом отоплении.
В конце 19 века приходы стали получать содержание от казны в размере 400 рублей в год: священнику 294 руб., псаломщику- 98 руб.- 6 руб. и 2 руб. отчислялись в пенсионный фонд. В это же
время в Прибалтийском крае священник получал жалованье 1300 рублей в год,диакон-555 руб., псалом-
щик- 300 руб. Помимо этого причт имел и местные средства содержания: подаяния,платы за требы,
могли иметь лавки, мельницы,сдаваемые в аренду и иметь с них оброк. При разделе доходов священник
получал 60%, диакон-30%, псаломщик-10%. Образованный в 1913 году в Тирляне Свято-Троицкий приход должен был содержаться на местные средства.
О требах. Требы,обряды,совершаемые по просьбе верующих были самой доходной статьей. В 1910 г.
бракосочетание со свечами и венцами стоили 12 руб.50 коп., исповедь со свечой-15 коп., крещение со свечами и крестом-1 руб.75 коп., освящение воды-1руб.50 коп.,молитвы при наречении имени ребенку-
15 коп.,отпевание покойника в церкви-2 руб., поминовение в течение года-2руб.50 коп..(Галигузов И.Ф.
Баканов В.П. станица Магнитная;Магнитогорск,1994,стр 125).
В 1824 году стали создаваться при приходах и в епархии попечительства о бедных духовного звания.
В Оренбургской епархии они открылись 27 января 1866 года. Попечительства помогали заштатным служителям,вдовам и сиротам. Пособия выдавались два раза в год.Вот пример,заштатному пономарю Павлу Емельянову за 1 полугодие 1877 года-6 руб., вдове дьяческой жене Ксении Максимовой-9 руб., дочери священника девице Анне Маминой-6 руб.
Позже стали создаваться эмеритальные кассы, в которые отчислялись от причта взносы в обязательном
порядке. Из кассы выплачивались пособия вдовам и сиротам, служителям,выходящим на пенсию по возрасту или болезни. В конце 19 века священникам стали выплачивать пенсию от казны, чтобы получить
пенсию в полном размере надо было прослужить не менее 35 лет.
Материальное положение причта во многом зависело от достатка прихожан, которые старались дать меньше, а причт был заинтересован получить больше.На это у духовенства было много способов давления на прихожан, ибо прихожане во многом зависели от причта. Например, обряд погребения,особенно в летнюю пору или венчания, которое зависело от сроков, в которые можно было венчаться и здесь причт не обходился без подарка.
Дети многих священников и причетников учились в училищах и семинариях на казенный кошт,т.к.
служителям нечем было платить за учебу.В отчетах духовных училищ часто можно встретить запись:
выдано окончившему курс училища бедному ученику Владимиру Максимову 20 руб. на проезд для поступления в семинарию; ученику Александру Львову куплены сапоги; 9 выпускницам епархиального училища выдана одна смена белья, платья и осенний жакет, на что израсходовано 180 руб. Поступившего
в 1 класс духовного училища Ивана Любимова по бедному состоянию принять на полное казенное содержание с поселением в общежитии.
Не смотря на эту бедность, дети священников и дьяконов обладали большой привилегией- они
Указом от 1827 года наравне с детьми дворян могли занимать государственные должности.Священников
стали возводить во дворянство,как за службу по духовному ведомству,так и за службу по светскому
(гражданскому) ведомству с занесением в третью часть родословной книги дворянства губернии.
Получившие чин 8 класса имели право на потомственное дворянство. Окончившие духовную семинарию
со званием действительного студента получали чин 12 класса, окончившие духовную академию со званием
кандидата-10 класса, со званием магистра-чин 9 класса. Например,Василий Архипович Белоконов окончил Оренбургскую духовную семинарию со званием действительного студента, а Владимир Александрович Евфорицкий окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, т.е. автоматически получали права личного дворянства,если,конечно,отцы имели дворянство, в противном случае причислялись к личному почетному гражданству.
Вдовы священников православного и армяно-григорианского исповедания пользовались правами
личного дворянства, а дети правом потомственного почетного гражданства. Вдовы церковных причетников пользовались правами личного почетного гражданства. Кроме того священников стали награждать за
службу орденами Анны, Владимира,Станислава. Псаломщиков и церковных старост медалями. Например,
Государь император по докладу Синодального обер-прокурора всемилостивейше соизволил удостоить награждения орденом Святой Анны 3 степени священника Никанора Евфорицкого. Священники,таким образом становились чиновниками, которые, по мнению народа,обязаны крестить,хоронить И всякую службу править.
Согласно параграфу 29 Инструкции "пастыри могут знакомиться с себе подобными, помещиками,купцами,мещанами, а не со всяким без разбору", т.е. им запрещается подражать Христу и общаться с бедными. Соответственным было и отношение к церкви,особенно ярко это проявилось после
революции 1905 года.

" К православной церкви принадлежало все высшее военное и гражданское служивое сословие
богатые заводчики, промышленники и купцы. При строительстве крепостей и поселений около заводов
церквей строилось мало. Приходы часто были без пастырского надзора. В глазах крестьян и казаков она (церковь) считалась барской, помещичьей. Исповедание ее учения подчас навязывалось насилием. Часто,
тех, кто не говел в Великий пост, не причащался били плетьми, секли розгами. Призыв со стороны священников к повиновению помещикам крестьяне понимали как одобрение зверства помещиков".
Даже в конце 19 века нерадивые вызывались в Успенский пост через полицию дабы исполнить свой христианский долг-исповедаться и причаститься. Волостные старшины задерживали паспорта на отлучку
из села.
Среди прихожан нередко можно было встретить таких,которые не знают ни одной молитвы, не знают
во что веруют, не знают даже кто был Иисус Христос. " Распоряжение Епархиального начальства о.о.
благочинным и причтам церквей Оренбургской епархии. По Указу Его императорского Величества Оренбургская духовная консистория в дополнение к циркулярному Указу от 1 ноября 1907 года
за №14872 предписывает озаботиться научением молитв,заповедей и символу веры своих прихожан. Сентября 12 дня 1909 года за № 13507."
Русский народ не сочувствует и неумеренно строгому посту, который изнуряет работающего человека.
Отмечается, что в течение многих веков религиозная жизнь русского народа ограничивалась преимущественно внешним исполнением обрядовых предписаний. Народ часто отказывается праздновать праздники которые установлены церковью, а празднует церковью не освященные. Святейший Синод указом от 10 июня 1867 года обратил внимание духовной власти на этот разлад, об отношении народа к церковным праздникам, о том, что прихожане больше верят своим старикам и волхвам, чем священникам.
Даже,так называемая интеллигенция, оторвалась от корней русской жизни,утратила прежнюю связь с духовенством и даже выродилась для него как-будто во враждебную силу.Пример, " Определением Епархиального начальства от 23-30 марта 1916 года церковный староста Зигазинского завода фельдшер
Самуил Гусев ,как не бывший у исповеди и Святого причастия с 1897 года,уволен от занимаемой должности и в место него до выборного срока, т.е. до 1 января 1917 года утвержден Иван Полетавкин." И И вывод- пастыри пасли сами себя.
Накануне событий 1905 года с манифестами о свободе, было принято новое уголовное уложение.
Один из авторов пишет по этому поводу: "Охрана которых (религии и церкви) от преступных посягательств должна быть признана одной из наиболее важных задач КАРАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(выделено мной). Религия охраняется законом".Этот мотив борьбы с инакомыслием жив до сих пор,
не утратив своих позиций и в 21 веке.
Вот статьи из Нового уголовного Уложения." За совращение православного в раскол-ссылка на поселение или каторга до 6 лет." " За совращение православного в не христианство или инославие наказывается заключением до 3 лет". "Раскольникам запрещены крестные ходы,публичное ношение икон,ношение церковного облачения, раскольническое пение наказывается штрафом до 300 рублей."
Вот что пишет епископ Евдоким в журнале " Христианин" о мыслях прихожан. " Не желам! Вы у нас столько лет сидели на шее. Нас вы обирали и опивали, толстели и жирели на наш счет... Теперь пришла свобода, вот вы и спохватились, хотите нас снова в кабалу забрать. Будет,полно, поцарствовали". Речь
идет о том, что крестьяне не согласны содержать на свои деньги приходы,благотворительные общества,
богадельни, вдов и сирот духовенства. Хотя государство уже взяло на себя содержание пенсионеров,инвалидов, вдов и сирот духовенства.

Устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных консисторий 1841 года. С самого своего
существования церковные приходы объединялись в округа, во главе которого обычно стоял уездный
священник- протопоп,назначаемый архиереем. Он наблюдал и контролировал деятельность приходских священников. Совместно с церковным старостой следил за приходом и расходом денежных средств,за
церковным имуществом. За оборотом денежных средств следили и ревизоры Челябинского духовно -училищного округа. В одну из сводок ревизии попал отчет благочинного протоиерея М.Агишева по Тирлянской церкви. В ведомости за 1872 г. он указал в остатке от прихода денежных средств 42 руб.
38 и 3/4 коп., тогда как по отчету значилось за 1871 г.33 руб. 8 и 1/2 коп. Но о духовно -училищных округах и съездах сказано будет позже.
Сохранились сведения о числе церквей, приходских дворов и духовенства на 31 января 1800 года,составленной на другой день после получения указа от Казанской духовной консистории об
учреждении Оренбургско-Уфимской епархии.
Верхнеуральский уезд 6 церквей:
Крепость Магнитная-26 дворов, по штату положено быть: 1 поп,1 дьячок, 1 пономарь; фактически- поп и дьячок.
Крепость Уртазымская-11 дворов, по штату:1 поп, 1 дьячок,1 пономарь; факт.-поп и дьячок.
Крепость Кизильская-108 дворов, по штату: 1 поп, 1 дьячок, 1 пономарь; факт.-поп, дьячок и пономарь.
Завод Белорецкий-604 двора, по штату: 3 попа,2 диакона, 3 дьячка, 3 пономаря; факт.-1 поп и 1 дьячок.
Завод Кананикольский-185 дворов, по штату:1 поп,1 дьячок,1 пономарь; штат полный.
Завод Кагинский-164 двора, по штату: 1 поп, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь; диаконская должность вакантна.
Авзяно-Петровский завод числился до 1862 года в Стерлитамакском уезде. Сам город Верхнеуральск относился еще к Тобольской епархии.
По воспоминаниям Д.И. Ростиславова, профессора Петербургской духовной академии, слова священник и причетник популярностью не пользовались.Старое именование причта сохранилось до наших дней в фамилия: Архирев, Протопопов, Попов,Распопов, Дьяконов,Дьяков, Дьячков, Пономарев,Просвиров.
В 1873 году по новому делению горнозаводские приходы: Авзяно-Петровский,Кагинский, Узянский,
Белорецкий, Тирлянский входили в состав 15 благочиннического округа наряду с приходами в казачьих
станицах. В 1881 году горнозаводские приходы были выделены в отдельный округ. В 1908 году в округе числилось уже 11 церквей. С 1 января 1916 г. было сделано новое распределение благочиннических округов.
Приходы Верхнеуральского уезда разделили на 5 округов.Заводские приходы вошли во 2-й Белорецкий
округ: Белорецкий, Верхний Авзяно-Петровский, Зигазинский, Инзерский, Кагинский, Ломовский,
Лапыштинский, Нижний Авзяно-Петровский, Николаевский, два Тирлянских прихода, Узянский.

Благочинными в разное время были:
Михаил Петрович Агишев, протоиерей Благовещенского собора г. Верхнеуральска до 23 марта 1877 г.
Лев Анемподистович Емельянов, протоиерей Благовещенского Верхнеуральского собора с 19 февраля 1878 г. до 1881 г.
Иоанн Любимов, священник Верхнего Авзяно-Петровского завода с 1881 г. до 5 мая 1889 г.
Алексей Канаев,священник Николаевской церкви Белорецкого завода с 5 мая 1889 г.
Алексей Краснов, священник Кагинского завода с 7 февраля 1895 г.
Василий Архипович Белоконов, священник Верхнего Авзяно-Петровского завода с 3 февраля 1903 г.до
15 июля 1908 г.
Георгий Евфорицкий, священник Тирлянского завода с 29 августа 1908 г.,но по прошению был уволен от должности 16 декабря 1908 г.
Иоанн Ласточкин, священник села Ломовки с 16 декабря 1908 г. до 30 марта 1916 г.
Виталий Лепоринский, священник г.Верхнеуральска с 4 июня 1916 г.,но в августе он был назначен
благочинным Верхнеуральского женского монастыря и временно обязанности благочинного 2 -го Белорецкого округа стал выполнять член благочиннического совета
Федоров Матвей Яковлевич,священник Верхнего Авзяно-Петровского завода с сентября 1916 года.



Мне нравится:
0
Поделиться
Количество просмотров: 71
Количество комментариев: 0
Метки: Оренбургская епархия, Тирлянский приход, священники, благочинные.
Рубрика: Литература ~ Разное ~ Публицистика
Опубликовано: 23.05.2019




00

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1 1