Чтобы связаться с «Ю Пэ», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Ю ПэЮ Пэ
Заходил 2 часа 42 минуты назад

ТИРЛЯН. Век двадцатый. Часть 5. Из цикла.

Тирлян. Век двадцатый.

Высокие горные хребты отгородили Тирлянский завод от мира. Железная дорога Самаро- Златоустовская
появилась в конце XIX века, не было проезжих трактов, по которым бы мчались тройки с бубенцами. Люди
приросли к месту, хотя на заводе рабочих было в избытке, и лишь при очередном рекрутском наборе
освобождалось несколько мест. У людей не было ни специальности, ни профессии-занимались рудокопством,
извозом, сеяли рожь, ячмень, овес, коноплю, пшеницу покупали у казаков. Держали лошадей, коров
и мелкую живность. Свое хозяйство помогало выжить, но накрепко привязывало к заводу.
14 мая 1896 года, когда короновался Николай II, на площади перед заводом выстроили лабаз, с которого
заводские приказчики в толпу бросали пряники, учинилась давка.Но обошлось без жертв.
Годы 1896-1897 выдались засушливыми, малоурожайными. Таким же был и 1901 год. 13 августа 1907 года
"Оренбургская газета" сообщала о положении с урожаем на землях Белорецкого завода и примыкающих
к нему землям: "урожай хлебов и трав хороший. Благодаря же обильно выпавшим дождям, многие хлеба полегли
и вряд ли созреют. Уборка сена по той же причине неблагоприятна, у многих сено сгнило. Зато грибов, ягод
изобилие, и заводская молодежь освободившись от работы, усердно занимается сбором их.". 1911 год был не
лучше.
Оренбургский епархиальный комитет по оказанию помощи пострадавшим от неурожая в 1911-1912 гг. получил
для Белорецкого и Авзяно-Петровских заводов 1065 пудов сухарей, но они не были доставлены по дальности
расстояния и чрезвычайной дороговизны за провоз (железной дороги до Белорецка еще не было). Переданы
эти сухари Юрюзанскому попечительству Уфимской епархии для жителей Юрюзанского завода.
Первые выступления рабочих и крестьян на Южном Урале начались в 70-80 годах. В это время в Оренбургской
и Уфимской губерниях начал свою деятельность кружок народовольцев "Оренбужец".
В Тирлянском заводе рабочие забастовали в 1890 году, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда.
Разразившийся в России промышленный кризис 1900- 1903 годов, совпавший по времени с кризисом в главных
странах Европы сильно обострил классовые противоречия. Русско- японская война 1904-1905 годов ещё более
ухудшила положение в стране.
Кризисом была охвачена вся горнозаводская промышленность. Закрылись Авзянские, Узянский, Кагинский заводы.
На Белорецком и Тирлянском была прекращена добыча руды. Шло сокращение производства, рабочих или увольняли
или увеличивали гулевые дни, когда рабочие в течение месяца имели право работать только две недели, а затем
две недели работали другие опять же две недели. Таким образом, каждый рабочий имел только двухнедельный
заработок. Если в 1899 году рабочие смены были по 12 часов, то вскоре их сократили до 8. Артель прокатчиков
получала сдельно за каждые сто прокатанных листов: винтовщик получал 38 коп., мастер -36 коп., болванщик-
и ловельщик 32 коп., подручные по 26 копеек. готовое железо возили до Вязовой на Самаро- златоустовскую
железную дорогу. За каждый перевезенный пуд возчикам платили по 8-10 копеек. Кроме этого снижалась
и заработная плата.Рабочие Тирлянского завода зарабатывали не более шести рублей в месяц. Начались забастовки.
В 1902 и 1903 году бастовали рабочие Тирлянского завода, в связи с тем, что владельцы завода пытались установить
плату за пользование землей. Рабочие рубили самовольно лес, косили сено, производили распашку земли на
угодьях, принадлежавших заводу. Организаторы забастовки Мезенцев Николай Илларионович был арестован в 1902,
Счаслов Галактион Васильевич и Урцев Михаил Игнатьевич в 1903 году за оскорбление царской фамилии, то есть
выступали против самодержавно- крепостнического строя.
В годы подъёма рабочего движения в 1903 году оформился как политическое течение мысли и как политическая партия БОЛЬШЕВИЗМ.
На Тирлянском заводе была создана группа социал-демократов под руководством слесаря Алексея
Яковлевича Оглоблина. Книги и брошюры с Катав-Ивановского завода и Вязовой, которые имели связи с Уфой, Самарой,
доставлял Василий Прусаков.На Вязовой книги брал у заведующего чайной Ивана Подсеваткина. По воскресным дням
Уходили на Марюткин камень в лес и там читали. Там же в лесу нашли дерево с дуплом, в котором и хранили книги.
Листовки переписывались от руки и распространялись. В 1903 году А. Оглоблин был арестован и отправлен в
Верхнеуральскую тюрьму.
Кроме Оглоблина, Михаил Васильевич Евтеев,работавший конторщиком при заводе, брошюры и газету "Искра" получал
в Белорецком заводе у Марии. За литературой часто ездил Александр Недоспасов. А иногда Мария сама наведывалась
на завод. В 1905 году Недорезов совместно с Петром Заворуевым сделали гектограф и отпечатали 38 листовок и расклеили
их.
После расстрела 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге мирного шествия рабочих, в стране начинается подъем
революционного движения, который докатился и до Урала. С 23 по 30 мая 1905 года бастуют рабочие Тирлянского завода,
предъявив свои требования: повышение зарплаты, улучшение условий труда, двойная оплата за ночную смену,улучшения качества продуктов в заводской лавке, бесплатного отпуска дров (за воз дров брали 45 коп.) и лугов.
В конце июля в Тирлян приехал товарищ Андрей- Я.М. Свердлов, который был послан ЦК РСДРП на Урал, где руководил
Уральским областным комитетом. В Тирляне он встретился с Алексеем Оглоблиным,который находился под надзором
полиции. Он, после ужина, проводил Свердлова на окраину села к товарищу. На следующий день в местечке у
Ершовского ключа собрались 14 рабочих, сторонников большевиков Были С.И. Тюрин, Д.А.Мальцев, Ф.Ф. Колесников,
К.М.Знаменсков и др. "Прежде всего организованность и железная сплоченность,а этого можно достичь лишь
усиленной работой в каждом цехе. После сходки Оглоблин проводил товарища Андрея до Низовского моста.
В Белорецком он пробыл несколько дней, пока шпики не выследили кружок. За час до облавы Андрея увели
на Тирлянский тракт, и в два часа ночи он пришел к Оглоблину. Иван Яковлевич Пудинов неезженой дорогой через
Мосеву и деревню Рахманку привез Андрея на станцию Вязовую.
Управляющий заводом Сергей Александрович Витков выписал из Кунгура лошадей с возчиками. Это были ломовые
лошади, каких в Тирляне не было, они брали в два раза металла больше. Но работали в Тирляне не долго-не устроила
квартирная плата.
Осенью 1905 года в России началась всеобщая политическая забастовка. 9 сентября забастовали кузнечный
и механический цехи Тирлянского завода.Требования были те же самые: увеличение зарплаты, отмена "гулевых дней",
сокращение рабочего дня. Социал-демократическая группа выпустила несколько листовок, призывая рабочих
к сплоченности и стойкости. После упорной борьбы, забастовка продолжалась до 21 сентября, рабочие добились
удовлетворения некоторых требований.
17 октября 1905 года царь издал манифест, обещая некоторые свободы и созыв Государственной думы. В Тирлян
обрывочные вести о свободе дошли только 20 октября. Тут же началась общая забастовка. В течение 21,22,23 октября
устраивались митинги, на которых произносились "зажигательные" речи. В Тирляне 23 октября на митинге была
устроена инсценировка: оратор в соей речи сказал:" Что наш народ был до сего дня в мешке под крепким узлом,
но теперь этот узел развязан и народ вышел из мешка". В этот момент из мешка, находившегося на трибуне, стал
вылезать человек. Этот момент был сфотографирован.
После издания манифеста 17 октября, в связи с ростом революционного движения в стране, происходит и мобилизация
сил контрреволюции. По всем заводским поселкам были расставлены казачьи сотни для укрепления полиции, начались
аресты и погромы. В Тирляне черносотенцы подожгли заводскую контору.
В начале 1906 года начались выборы в Думу. Хотя большевики бойкотировали выборы в Думу, но крестьянская масса
еще верила в конституционные иллюзии. Тирлянские рабочие предложили своим представителем Алексея Яковлевича Оглоблина. Но на следующей ступени выборов в Верхнеуральске он не прошел. Прошел казак поселка Спасского
Верхнеуральского уезда Седельников Тимофей Иванович. 8 июня 1906 года Дума была распущена.
Назначались выборы в нову Думу. Во вторую Думу тирлянцы избрали машиниста паровых машин Павла Терентьевича
Гнусина который прошел до Оренбургской ступени выборов. Вторая Дума была распущена 3 июня 1907 года.
После поражения декабрьского 1905 года вооруженного восстания в Москве начинается спад забастовочного движения.
Но борьба не была окончена. 14 сентября 1906 года забастовали все заводские рабочие, были предъявлены те же
требования: увеличение зарплаты за каждые сто прокатанных листов, бесплатное пользование пахотной землей
и топливом из заводских дач, удаление некоторых лиц из администрации завода. Переговоры вели Максим Данилович
Потапов, Павел Терентьевич Гнусин, Павел Дмитриевич Тюрин. Администрация на уступки не шла. Поводом к забастовке
стало увольнение 36 рабочих управляющим Витковым. 5 октября рабочие собрались у заводской конторы, и угрожая
забастовкой потребовали принять на завод ранее уволенных рабочих . Часть рабочих была восстановлена.
Руководство завода:
управляющим Белорецкими заводами был Виктор Александрович Кузнецов;
управляющим Тирлянского завода был Филипп Карлович Удденберг;
заведывал прокатными цехами Сергей Александрович Витков, после отъезда Удденберга стал управляющим;
механик Штюрк Каспар Карлович;
Андрей Николаевич Муромцев -заведующий производством;
лесничий Александр Васильевич Клейн;
мастер Федор Адольфович Линднер;
главный лесничий Белорецких заводов Фридрих Карлович Кербер, зачинатель посадки леса у могилок.
фельдшер Григорий Андреевич Повираев;
конторщик Михаил Васильевич Евтеев.
С 1903 по 1909 год продолжалась реконструкция завода с расчетом на увеличение выпуска листа. Доменное производство закрылось, сутуночный стан вместе со всем вспомогательным оборудованием перевели на белорецкий завод.
К концу 1910 года были сооружены здания листопрокатного и листоотделочного цехов.
В 1913 году построена заводская электростанция мощностью 1700 квт, а в течение 1914 года установлены электро-
двигатели на приводе стана №1 500л.с. и стана №2 мощностью 950 л.с.
В 1909 -1910 годах в России начался подъем производства. Расширяя металлургическое производство владельцы
Белорецких заводов немецкая фирма "Вогау и К" решила за свой счет строить ведомственную узкоколейную дорогу,
чтобы избавиться от дорогостоящего караванного дела. Эта дорога давала выход на просторы страны. Чтобы сократить
стоимость строительства решили строить ее с узкой колеей- 750 мм. В России опыта строительства таких дорог не было,
а в Германии они были широко распространены, поэтому было заключено соглашение с немецкой строительно-
транспортной фирмой "Артур Коппель".
В 1909 году начались первые изыскательские работы под полотно для постройки железной дороги. Была возможность
обойти Машак уложив полотно по берегу Юрюзани, но этот участок принадлежал князьям Белосельским-Белозерским,
владельцам Юрюзанского и Катавских заводов, которые согласие на это не дали.
Проектирование производилось под руководством немецких инженеров Гримберга, Вагнера, Арлета. Им помогали
инженеры -строители братья Петр Александр Евтеевы, инженеры В.В.Сахаров, А.И. Веденеев, А.В. Брайловский.
Ход строительства фиксировал штатный фотограф Рогов П. И.
При прокладке железнодорожного полотна строители предпочитали обходить сложные препятствия, но в Тирляне
возникла необходимость прорубить выемку в скале вдоль заводского пруда, иначе пришлось бы делать большой крюк.
Весной 1910 года большие артели строителей с двух сторон пошли навстречу друг другу, от Запрудовки на юг,
от Тирляна на север. Уже в первый год была прорублена просека, выкорчеваны тысячи пней, начата отсыпка полотна.
В течение 1911 года были построены мосты, казармы, и другие сооружения, Все работы осуществлялись вручную,
единственным транспортным средством был гужевой транспорт. На строительстве работали жители ближайших
деревень и заводов. Зимой 1911-1912 гг. строители встретились в районе горы Машак. Ранней весной 1912 года
из Германии прибыла большая группа рабочих и вместе с русскими продолжили укладку путей и стрелочных переводов.
К середине лета все мероприятия были практически выполнены. Монтажом линий связи руководил немецкий инженер Кунда.
В начале 1910 года в Катав-Ивановске фирмой "Вогау и К" было организовано ремесленное училище по подготовке
слесарей по сборке и ремонту паровозов "Артур Коппель", которые потом стали работать машинистами и помощниками
машинистов паровозов. В училище принимали на базе четырех классов городского образования. Срок обучения был
два года. Часть выпускников отправили работать в Тирлянское депо. Фирма "Артур Коппель" поставила 12 паровозов
затем прислали 140 вагонов разного назначения.
6 августа 1912 года первый паровоз торжественно прибыл на станцию Тирлян. Радовались и жители Тирляна,
но больше всех радовались владельцы белорецких заводов.
Со страниц " Верхнеуральского листка" не сходят заметки о строительстве железной дороги от Белорецкого завода
до станции Вязовая Самаро-Златоустовской железной дороги.
В декабре 1908 года газета писала, что вопрос о постройке железной дороги вступил в первоначальную стадию.
Снова ныне летом будут производиться изыскания более выгодного направления. В случае удачи изысканий постройка
может быть начата без промедления.
12 января 1911 года под заголовком "Новая железная дорога" появилась заметка: " Вопрос о постройке Тирлянской
железной дороги вышел из области разговоров, предложений, изысканий и тому подобное. Заводоуправление решило
окончательно строить на свой счет узкоколейную дорогу, и в настоящее время уже производятся вдоль будущей линии
некоторые работы, как например: разрубка просеки, заготовка шпал, установка телефонной линии и тому подобное.
С весны уже начнутся и земляные работы.
Дорога будет протяженностью 100 верст, соединяя Тирлянский завод с Катав-Ивановским, где она примкнет к широко-
колейной ветви Самаро-Златоустовской железной дороги.
По слухам, по окончании строительства этой линии предполагается продлить ее через Белорецкий завод до Магнитной
и перестроить на широкую колею."
Белорецким заводам железная дорога была нужна как воздух, без нее не может повышаться производительность.
Магнитная гора и дорога к ней были настолько насущными, что даже в сложном 1917 году о них не забывали. Газета
Верхнеуральский край" трижды писала об этом.
В 1914 году железная дорога дошла и до Белорецкого завода. Но началась война, которая не дала возможности довести
дорогу до горы Магнитной.
Так как Белорецкие заводы находились в руках немецких акционеров, правительство распорядилось всех немецких
подданных уволить и выслать в соседнюю башкирскую деревню Ахуново. Заводы перешли в руки Акционерного о-ва
Сормовско-Коломенских заводов.
Война вызвала необходимость перевода промышленности на военные рельсы. Перед частными заводами, которые
до этого военную продукцию не выпускали, поставили задачу перестроиться на выпуск военной продукции.
Владельцы заводов были заинтересованы в получении военных подрядов- это сулило большую прибыль.
К середине 1916 года на оборону работало 87% всех уральских заводов. Белорецкий выпускал колючую и телеграфную
проволоку, Тирлянский сократил производство кровельного железа и стал выпускать цементную сталь.
Война, к которой Россия был не готова, привела к тому, что все отрасли хозяйства оказались в состоянии глубокого
кризиса. Сократилась выплавка Чугуна и стали, добыча каменного угля, из-за нехватки рабочей силы была затруднена
заготовка дров и вывоз древесного угля. На заводах стал использоваться труд военнопленных и китайцев, широко
применялся женский и детский труд. Рабочие были закреплены за заводами и не могли переходить с одного
завода на другой, за любые провинности немедленно отправляли на фронт.
Сокращалось поголовье скота, количество посевных площадей, снижалась урожайность. Недостаток продовольствия
привел к тому, что в городах стали вводить карточки на мясо, масло, сахар, дрова.
В мае 1916 года забастовали рабочие белорецкого новопроволочного стана, которые требовали увеличения платы
за прокатку 1000 пудов проволоки.
Одновременно возникла забастовка в Тирлянском заводе, охватившая около 320 рабочих. При расследовании этих
забастовок, как пишет окружной инженер Н. Ставронский, который исследовал причины забастовки, выяснилось,
что факторами являются дороговизна жизни, национальный вопрос и влияние левых элементов.
23 мая Тирлянский завод посетил Оренбургский губернатор М.С. Тюлин, который беседовал с бастовавшими рабочими,
требовал прекратить забастовку, которая неуместна в военное время, что рабочие своей забастовкой помогают
немцам на фронте. Губернатор пообещал рабочим переговорить с директорами и потребовать прибавки зарплаты,
но требования слишком велики.
23 и 24 мая завод посетил епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий, который тоже обращается со словами
вразумления к бастующим рабочим. Владыка просит бросить забастовку и не прибегать к ней, т.к. это идет во вред
России и на пользу немцам. Рабочие ответили ему, что уже бросили бастовать и приступили к работе.
В этом же году часть крестьян получила землю.
Катастрофа была неизбежна, это понимали все члены семьи Романовых, в Зимнем дворце зрел заговор, был убит
Распутин, покушались на Императрицу. В Петрограде бастовали рабочие, митинговали солдаты запасных полков,
гвардии, чтобы навести порядок не было, она была на передовой. Все это привело к тому, что 2 марта 1917 года
(15 по новому стилю), Николая Второго заставили отречься от престола. Михаил, Николай Николаевич не взяли российскую корону, они отдались на волю Учредительного собрания, так как самодержавие изжило себя. Государственная дума
еще до отречения сформировало Временное правительство, Рабочие и солдаты сформировали Совет рабочих
и солдатских депутатов. Двоевластие дало начало гражданской войны.
Весть эта долетела и до Уральских гор, повсеместно с середины марта стали создаваться Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Основной состав Советов составляли эсеры и меньшевики по той причине, что рабочие
вступали в эту партию под нажимом администрации. Так в Белорецком заводе большевиков было 17 человек, а эсеров
около двух тысяч. Эсеры преобладали и в Верхнеуральском уездном Совете. Эсеры и меньшевики выражали интересы
крестьянства и мелкой буржуазии.
На заводах стали создаваться профсоюзы металлистов, был организован фабрично-заводской комитет.
Тирлянская партийная организация большевиков работала совместно с Белорецкой.М. Я. Заворуев и А.М. Обухов
Создали в Белорецке Союз рабочей молодежи-предтечу комсомола.
На заводах, в уезде, в губернии были комиссары Временного правительства. Так, в одном из донесений оренбургский
комиссар Холодковский докладывает, что летом тирлянские жители препятствовали заготовке лесных материалов
в дачах заводоуправления, необходимых для завода, работающего на оборону. Докладывает, что общее настроение
населения характеризуется стремлением к нарушению прав частной собственности путем самовольного захвата
и отчуждения чужого имущества, чему способствуют лица, стремящиеся к захвату власти, часто не пользующиеся
доверием местного населения. Всюду проявляется ненависть местного населения к местной интеллигенции,
культурно-зажиточному классу.
В мае 1917 года в Перми проходил 1 областной съезд Советов Уральской области. В состав областного Совета
вошли территории Пермской, Вятской, Уфимской, и северные уезды Оренбургской губерний. На съезде был
избран областной исполком, который занимался созданием советов вместо упраздненных органов власти,
организацией управления горной промышленности, работой промышленных предприятий, связанных с военными
заказами. Деятельность проходила под руководством Уральского областного комитета РСДРП/б.
В 1918 году по решению Уральского областного Совета была расстреляна бывшая царская семья, которая оказалась
никому не нужной: ни большевикам, ни белому движению, ни родственникам за границей.
Двоевластие длилось не долго- Временное правительство не могло ничего предложить- ни землю, ни мир, которых
все ждали. В октябре Временное правительство фактически потеряло власть, и ее подняли большевики. 7 ноября
члены Временного правительства были арестованы, власть перешла ко второму съезду Советов рабочих
и солдатских депутатов, который собрался вечером. У большевиков было 399 голосов из 649. Съезд объявил
о роспуске Временного правительства, о передачи всей власти в центре и на местах Советам, принял Декреты
о мире и о земле. Для управления страной был создан СНК, как временное правительство до созыва Учредительного
собрания в январе 1918 года.

Литература:
Очерки истории большевистских организаций Южного Урала. 1883-1917. Под ред. проф. Н.К. Лисовского
Челябинск, Юж-Ур, кн.изд., 1972.
Лисовский Н.К. Долой самодержавие.1905 год на Южном Урале. Челябинск,Юж-Ур.кн.изд., 1975.
Лисовский Н.К. Октябрь на Южном Урале. Челябинск, Челябинск, кн.изд. 1957.
Вопросы истории Октябрьской революции и социалистического строительства на Урале.Челябинск, ЧГПИ, 1965.
Круглова Л.Д., Воробьев А.Н. Империя Белорецкой железной дороги. Магнитогорск, дом печати, 2012.
Алферов Р.А. Прочнее стали, историко-художественный очерк. Уфа. башкнигоиздат, 1954.
Из истории постройки и начала эксплуатации БЖД. Из воспоминаний Щербакова Н.Д. Тирлянская летопись.
Записки прадедушки. Древняя тетрадь. Из тетрадей Александра Недорезова.
Баканов В.П., Баканова Л.Г. Архивы крепости и станицы Магнитной, Хронология. Магнитогорск, 2005.
Хитров П.И. О масштабах и характере рабочего движения на Урале в период империализма.
Аминев З.А. Стачечное движение рабочих Башкирии в период перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую. (март-октябрь 1917 года).
Революционная и трудовая летопись Южноуральского края. Хрестоматия архивных документов по истории
Южного Урала.1682-1918. Составители Потерпеева А.И., Четин В.Е. Челябинск, Юж-Ур. кн.изд, 1980.


Мне нравится:
0
Поделиться
Количество просмотров: 15
Количество комментариев: 0
Метки: Тирлянский завод ,забастовки, революция 1905, революция 1917, БЖД.
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Очерк
Опубликовано: 15.02.2021




00

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1 1