Чтобы связаться с «Пудельман», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
ПудельманПудельман
Заходила 7 часов 53 минуты назад

"Чёрный человек" Сергея Есенина

­­­­­­­­­«Возможно, моя бессонница- лишь своего рода страх

перед визитёром, которому я задолжал свою жизнь.»

Франц Кафка.

Что делаете вы, друзья, когда мучаетесь бессонницей? Считаете овец, пьёте успокоительное, читаете скучнейшую книгу?Сергей Есенин пишет во время бессонницы свою самую мистическую поэму «Чёрный человек». Ей я и хотела бы посвятить это эссе. Сразу же хочу оговориться, что этот поэт не относится к числу моих любимых, а после того, как я прочитала его письма, это ещё усугубилось. В переписке Есенин предстаёт перед нами очень больным человеком, страдающим хроническим алкоголизмом и эпилепсией. В письмах 1923-1925 годов (а в это время как раз и писалась поэма) очень мало упоминаний о творчестве. Это или просьба к родным, близким и друзьям раздобыть деньги, или выяснения личных отношений. Я говорю об этом потому, что мироощущение поэта напрямую связано с его поэмой, мистицизм которой начинается уже с названия.

Есенин называет своё произведение «Чёрный человек», сразу же настраивая читателя на появление в поэме нечистой силы, вводя её в круг героев. Он не просто делает чёрта одним из главных действующих лиц своего повествования, но объясняет его появление:

«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.»

В залитом алкоголем мозгу поэта возникают разные картины, трансформируется реальность. Это то, что потом появится в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»-романе о Мастере, Маргарите, Воланде и Иисусе:

«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.»

Эта же искажённая реальность возникает и в поэме Есенина:

«Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.» Кто же этот персонаж?



Прежде всего, когда читаешь поэму, вспоминаешь другого чёрного человека, связанного с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Как выяснилось уже после смерти композитора, одетый в чёрное Лейтгеб-управляющий графа Франца фон Зальцегга цу Штуппаха анонимно заказал Моцарту заупокойную мессу- гениальный «Реквием». Одна из легенд, связанных с именем композитора, говорит о том, что это происшествие ускорило кончину Вольфганга Амадея.

Сам Моцарт в письме к другу писал: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.

Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

Несомненно, эта история была известна Сергею Есенину, поэтому зловещий смысл появления Чёрного человека понятен и оправдан.

Как известно, Чёрный человек, он же Сатана, Мефистофель, Воланд,-« часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.», поэтому логично, что он может принимать любой облик и даже становиться двойником поэта. В поэме Есенина он как бы со стороны показывает поэту, что он зря прожил, а точнее, прожёг свою жизнь, утопил её в пустых развлечениях, пирушках и гулянках. Страшнее всего: в этих пирушках он убил, проиграл свой талант:

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.»

Более того, он подводит итог, выносит приговор поэту, называя его, хоть и авантюристом, но «самой высокой и лучшей марки». Он считает, что кривая вполне могла вывести Есенина, у которого был талант.

Длинная бессонная ночь. Нет покоя душе поэта. Снова в его возбуждённом мозгу рождаются образы, а с ними приходит в поэму новая мистика:

«Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.»

Если ночная птица- филин, то кто же эти всадники? Видимо, деревья, плохо видимые в ночи, в воспалённом мозгу поэта превратились во всадников. Может быть, это всадники Апокалипсиса?  Мне думается, что это очень логично, потому что только человек, отравленный алкоголем, страдающий бессонницей, может в деревьях увидеть Чуму, Войну, Голод и Смерть.
Поэма заканчивается упоминанием очень мистического образа-зеркала:

«…Месяц умер,,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!,Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…»

Зеркало на протяжении веков считалось проводником в загробный мир, именно с этой его способностью предсказывать судьбу человека была связана традиция русских гаданий. Именно этот образ возникает у В.А.Жуковского в балладе «Светлана»:

«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…»

Именно поэтому на Руси разбитое зеркало всегда было символом беды, которая придёт в дом, где это произошло. И разбитое зеркало в поэме Есенина тоже не сулит ничего хорошего поэту, жизнь которого подошла к концу.



Мне нравится:
7
Поделиться

Количество просмотров: 44
Количество комментариев: 9
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Эссе
Опубликовано: 06.07.2021
Свидетельство о публикации: №1210706120787




00
MissKcu

14 июля в 13:52
listath

Я просто пишу. Пишу "в стол", пишу в никуда. Ночь - волшебное время, когда границы реальности размыты, но всё становится настолько чётким и ясным. Уже днём, разбирая свои записи, понимаю, что эти строчки никогда не увидят свет: их логика и размер не выдерживают дневной суеты, они чужие, слишком непонятные теперь.
О алкоголе: я давно не пью и дело не в культуре пития. Сознательно отказался, заточив своего чёрта в клетку. Да, именно он и есть те непонятные буковки в моём никнейме, я его слышу чаще, чем хотелось бы. Он шипит на парселтанге, но в размер рифмы. Такие ручные бесенята в каждом из нас. Это и есть тот образ, который чернее ночи, но уверяю, он - не враг рода человеческого, пособник разве только. Среди моих знакомых художников, литераторов и музыкантов бытует мнение, что лучшие свои произведения они создали в алкогольном угаре и это недалеко от истины. Мерзкое состояние, но весьма продуктивное. Заблуждаются они в одном: алкоголь всего лишь следствие, а не причина, побуждающая творить на пределе эмоционального транса.
Ночная зловещая птица - не филин, он не плачет. Скорее всего - выпь. Она лучше других пернатых попадает под это описание. Всадники стали деревянными из-за детских лошадок, таких, на колёсиках. Именно поэтому они не страшнее юного полководца в подгузниках с деревянной саблей. "Никчёмное" (существо) для ушей поэта слишком оскорбительный эпитет, однако; не мешало бы подправить. Зеркало отражает саму сущность человека, но о том я уже говорил. Такие вот откровения, навеянные твоим эссе.
6 июля в 21:22
Пудельман

Андрей, с первой частью твоего комментария согласна очень.
В каждом из нас сидит или ручной чёртик, бесёнок, или нечистый посерьёзнее.  Я писала конкретно о Есенине, это мнение, основанное и на предыдущем знакомстве с его творчеством, и с недавно прочитанными его письмами. Ощущение было очень тяжелым.
Мне всё-таки думается, что плачущая птица-филин, и слово "плачет"-эпитет поэта. Почему я цепляюсь к филину? Потому, что  помню по русским народным сказкам, что его изображали как верного слугу Бабы Яги. 
Всадники... Может быть, ты и прав, и это детские лошадки, но в мозгу пьяного поэта они трансформируются в очень зловещие фигуры.
 Никчёмным своего ЛГ фактически называет сам поэт:
" Читает мне жизнь
 Какого-то прохвоста и забулдыги,
 Нагоняя на душу тоску и страх."
Я ни в коем случае не обобщаю тут ничего, хотя Есенину, в силу уже озвученных ранее причин, не  симпатизирую совсем.

А теперь самое главное: я очень, от всего сердца, благодарна тебе за этот разговор, за твоё мнение. Очень ценю эту возможность.
6 июля в 22:00
listath (Ответ: Пудельман)

Взаимно, Татьяна!
На счёт "никчёмности"  - я хорошо знаю эту публику: прохвост, забулдыга, волюнтарист, авантюрист - это личные качества, которые, зачастую, возводятся чуть ли не в степень добродетели, носят позитивный оттенок. Но упаси бог тебя назвать кого-то из них никчёмным, посредственным или, скажем, бездарностью... В воздухе тут же запахнет керосином.
6 июля в 22:15
Пудельман (Ответ: listath)

С этим не поспоришь, Андрей, хотя после прочитанных писем Есенина, пожалуй, понимаешь, что он именно таким и был.
6 июля в 22:22
Пудельман

Андрей (listath), когда-то я сказала тебе, что меня потряс твой "Чёрный человек". Обещала сделать плейкаст на стихотворение, но, увы, не сделала,  зато написала эссе, посвящённое стихотворению Сергея Есенина. Надеюсь, что тебя это заинтересует.:))
6 июля в 13:31
listath

Понравилось. Но есть нюансы, впрочем я не в праве переиначивать мысли автора. )))
6 июля в 21:19
Пудельман (Ответ: listath)

Интересно было бы узнать, какие.:))
6 июля в 21:23
listath (Ответ: Пудельман)

Выше)))
6 июля в 21:23

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1
1