Чтобы связаться с «ЛЮДМИЛА КИЧИГИНА», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

ИЛЛЮЗИОННОЕ РЕВЮ Х . АБДУЛАЕВА

ИЛЛЮЗИОННОЕ РЕВЮ Х . АБДУЛАЕВА






_________________________________________________

ЦИРК ...ЖИЗНЬ МОЯ...
Пять лет жизни было отдано цирку ... где я работала
в качестве артистки балета....


Цирк - жизнь моя...Людмила Коншина -КИЧИГИНА ЛТ
Посвящена светлой памяти супругов Абдуллаевых и иллюзионному ревю где Я работала в качестве артистки балета Людмила (Коншина - Яковлева -Кичигина) пять лет жизни было отдано цирку то статья о моём периоде юности- вполне уместна... в моих изысканиях о Дворянском роде Собакиных аттракцион готовился в г Ярославле и с огромным успехом был показан во крупнейших городах союза и за рубежом!

Московский цирк иллюзионное ревю - отрывок статьи ... о руководителях и артистах балета .

Во всем виден серьезный подход к делу. Танцовщиц, например, тщательно отбирали в разных городах, чем и объясняется их высокая техника. Впрочем, это не удивительно: Ольга Акимова, например, окончила хореографическое училище при Большом театре, Екатерина Штирбу — Кишиневское хореографическое училище, Ирина Смирнова — балетную студию в Ярославле, Индира Чурсина и Людмила Яковлева раньше работали в Омском театре музыкальной комедии, Марина Видропак — в балете Московского цирка и т. д.

Иллюзионное ревю



Статья Юрия Благова в журнале «Советская эстрада и цирк», 1977, № 6, стр. 12–13

ИЛЛЮЗИОННОЕ РЕВЮ

Иллюзионными аттракционами сегодняшний цирк не беден. С успехом продолжают дело своего знаменитого отца Игорь и Эмиль Кио. Хорошо работает Юрий Авьерино. Год от года совершенствует самобытного «Невидимку» Отар Ратиани. Не иссякает водная феерия Ильи Символокова. Обаяние женственности вносят в иллюзию Альбина Зотова и Наталья Рубанова. Реконструирует свой «электронный аттракцион» Олег Сокол.

Помня об этих «действующих лицах», невольно задаешь себе вопрос — нужны ли нам сейчас новые иллюзионные аттракционы?

Ответ тут может быть один: конечно нужны, и не только иллюзионные! Хороших цирковых зданий у нас больше, чем впечатляющих произведений циркового искусства, способных эти здания наполнять.

Однако аттракционы должны быть новыми не только по дате выпуска. Случись, скажем, новому аттракциону выступить следом за уже апробированным, — надо чтобы от такого соседства он не проиграл. Необходимы не только новые трюки, но и принцип построения чем-то должен отличаться от всего уже ранее виденного.

С одной стороны, правомерен маг и волшебник, который командует парадом, подчиняя себе на манеже все и вся. Но с другой стороны, возможен иллюзионный ансамбль, где будет герой, героиня, комики, балет, а главное — стремительное действие.

Вот один из аттракционов, построенных по такому принципу. Я уверен, что он может выступать следом за любым другим, и не потому, что он всех лучше, а потому, что он никого не повторяет. Выпущен аттракцион Всесоюзной дирекцией по подготовке новых программ, аттракционов и номеров в Ярославском цирке.

Возглавляет его заслуженный артист Азербайджанской ССР Хосров Абдуллаев, известный как первоклассный жонглер. Я еще помню его юношей-акробатом в труппе Масловых, было это в 1944 году.
Город, в котором я видел его иллюзионное ревю (Куйбышев), на счету коллектива всего лишь третий. Но, несмотря на младенческий возраст, аттракцион заявил о себе в полный голос. Возможно, что в будущем этот аттракцион станет основой нового циркового коллектива.


Надо сказать, что Хосров Абдуллаев человек ищущий. Утвердившись вначале как «салонный» жонглер, он затем сделал новый номер в национальном плане. Выступал он один, выступал и с партнершей Лидией Ионовой. Но вот что характерно: будь это изящный «цирковой денди» или темпераментный азербайджанский весельчак, Абдуллаев не работал с предметами, специально для жонглирования сделанными. Его реквизит составляли вещи бытовые, назначение которых ясно всем, — скажем, трость, шляпа, сигара или пастушья свирель, кувшин, папаха и даже столик. Самые обыкновенные предметы у него совершали необыкновенные «поступки»: взлетали в воздух, кружились возле него, — одним словом, «оживали».

Точно такой же принцип Абдуллаев внес в иллюзию. Ему чужды аппараты, назначение которых загадочно. Пусть совершают чудеса предметы, понятные с первого взгляда! Ничего абстрактного... Конечно, такое решение родилось не сразу, у артиста было время обо всем этом подумать. Абдуллаев прошел великолепную школу Эмиля Теодоровича Кио, много лет работая в его коллективе. Выступив в первом отделении как жонглер, Хосров во втором становился ассистентом, внедряясь на «фабрике чудес» на те посты, где были особо полезны его быстрые и умные руки, его сообразительность и фанатичная преданность цирку.

— Меня всегда восхищала, — рассказывает Хосров, — высокая требовательность Кио. Уж кажется из трюкового аппарата «выжато» все, что можно, а он все усложнял и усложнял задачи, бывало, никто в них не верил, но в конечном счете Кио всегда оказывался прав!

Абдуллаев часто задумывался над тем, почему во всех иллюзионных аттракционах работают ассистенты, мало чем отличающиеся от униформистов? Конечно, они необходимы, но... А что, если их заменить артистами, которые, демонстрируя свое искусство, скажем, танцы – попутно выполняли бы чисто технические функции?

И вот начинается иллюзионное ревю. На ярком пластиковом полу, светящемся всеми цветами, шестеро очаровательных девушек исполняют незатейливую песенку о «цирковых чудесах», и чудеса эти не заставляют себя ждать. Песня переходит в плавный танец с обручами, затем выходит Лидия Ионова и, встав на ажурный столик, принимает у балерин обручи, складывая их один на другой, пока из этой «стопки» не появляется сам Хосров Абдуллаев!

Затем выносят обычных размеров телевизор, накрывают его, тут же покрывало снимают и, пожалуйста: вместо телевизора – коверный клоун. Абдуллаев при помощи танцовщиц собирает смешную куклу Чебурашку. Вот ему подают ее ноги, вот руки, туловище, наконец, ушастую голову и собранная из «запчастей» кукла вместе с балеринами пускается в пляс! Клоунов в ревю двое. Один из них (В. Попов) решил порыбачить и поймал маленькую рыбку, но партнер (М. Юсупов) захотел не простую, а золотую, да и размером побольше. Абдуллаев тут же «ловит» такую рыбку (артистка О. Акимова). Потрясенные ее красотой, клоуны решают:

— Этой рыбке нужен двухкомнатный аквариум в кооперативном доме!..

Абдуллаев не возражает, и на манеже появляются два круглых аквариума, поставленные один над другим, они напоминают большие песочные часы. Но если у часов шары соединены трубкой, то здесь между верхним и нижним шаром положена толстая стеклянная пластинка. Однако рыбка, «нырнув» в верхний аквариум, несмотря на перегородку, оказывается в нижнем...

В этом красочном иллюзионном карнавале одно чудо, как бы шутя и играя, переходит в другое: вот оживают манекены, а вот в другом трюке клоун превращается в очаровательную девушку.

Далее следует лирическая часть — пожалуй самое красивое место в аттракционе. Звучит мелодия вальса. В черном, с серой отделкой, платье на манеж выходит Л. Ионова, держа на вытянутых руках два канделябра с восемью зажженными свечами. Восемь девушек, кружась, приближаются к Ионовой, осторожно снимают со свечей огоньки, и они продолжают гореть в их ладонях. Затем девушки, так же танцуя, бережно водружают огоньки на место.

Лирику сменяет юмор. Влюбленного клоуна, затиснутого в ящик так, что видны только его голова и руки, «обольщает» девушка. Она напевает, танцует и кружится вокруг него, и голова бедного клоуна поворачивается за нею на все 360 градусов.

Затем Абдуллаев начинает изготовлять граммофонные пластинки, появляется огромный граммофон с трубой. Когда граммофон заводят, из его ящичка выскакивают шесть (!) девушек в платьях двадцатых годов, виртуозно пародирующих чарльстон.

Наконец, вступает торжественная мелодия, настраивающая зрителей на «космический» лад. И действительно, перед нами возникает серебристая ракета, в которую входит девушка, затем ракета начинает свой полет и уже «в воздухе» девушка исчезает. С «просторов мироздания» опускается «спутник», из него один за другим появляются серебряные шары, с которыми кружат балерины, а в финале из «спутника» выходит и сама «космонавтка»...

Я посмотрел на часы — аттракцион шел тридцать пять минут, а показалось — не более пятнадцати.

Каковы же слагаемые успеха этого иллюзионного ревю?

Здесь и пластичность Л. Ионовой и взрывной темперамент X. Абдуллаева, простодушный комизм В. Попова и М. Юсупова, и, наконец, высоко техничный балет, убедительный во всем, от лирики («Вальс со свечами») до пародии («Чарльстон»),

Это и чудесные костюмы, блестящий реквизит, сложные и хорошо поданные трюки и чрезвычайно удачная музыка. Поздравить следует балетмейстера Т. Сац, художницу Е. Богданову, композитора Н. Соколова и всех тех, кто приложил руки к техническому оснащению аттракциона.

Во всем виден серьезный подход к делу. Танцовщиц, например, тщательно отбирали в разных городах, чем и объясняется их высокая техника. Впрочем, это не удивительно: Ольга Акимова, например, окончила хореографическое училище при Большом театре, Екатерина Штирбу — Кишиневское хореографическое училище, Ирина Смирнова — балетную студию в Ярославле, Индира Чурсина и Людмила Яковлева раньше работали в Омском театре музыкальной комедии, Марина Видропак — в балете Московского цирка и т. д.

А в чем же все-таки новизна аттракциона? Главное в том, что здесь — ансамбль, в котором паузы между трюками заполнены песнями, танцами, репризами, и это придает аттракциону стремительность и разнообразие.

— Синтез цирка и других видов искусства, — говорит Хосров Абдуллаев, — это сегодняшний и даже завтрашний цирк. Разумеется, и танец и песня должны применяться в известных дозах, не нарушая, а дополняя цирк.

Именно в этом направлении и проходят поиски коллектива: он стремится лучшее из всех жанров органично применить к иллюзии. И еще одна немаловажная деталь: аттракцион очень транспортабелен, ему не нужны никакие долгие приготовления. И вообще, выступать он может где угодно — вплоть до полевого стана.

Кстати, в Пензе, где дебютировал аттракцион, артистов пригласили на юбилейный вечер местного Театра кукол. Так вот там Абдуллаев, на глазах искушенной и тем не менее ошеломленной аудитории, собрал по частям свою Чебурашку и она пошла сама приветствовать юбиляров.

Есть, конечно, и недостатки в аттракционе, умалчивать о которых не следует. Прежде всего образ, создаваемый Абдуллаевым, нуждается в уточнении. Искрометный его темперамент вполне уместен в коротком номере жонглера, а, пребывая на манеже целое отделение, пользоваться одной, хотя бы и яркой краской, недостаточно. По ходу действия Абдулла (как его называют клоуны) несколько раз надевает чалму. Очевидно, в это время и поведение артиста должно стать другим?! Словом, здесь еще предстоит «освоение» образа и обогащение его чисто актерскими средствами.

Хочу еще заметить: не все трюки равноценны. Трюк с поворотом клоунской головы как бы «закрывается» песней и танцем. Надо здесь найти необходимую пропорцию, иначе зрители его попросту не заметят.

Но в целом новый аттракцион вышел в путь великолепно оснащенным, и можно пожелать ему долгого и счастливого плавания!


АБДУЛЛАЕВ Хосров Абдуллаевич (1926 – 1980)
АБДУЛЛАЕВ Хосров Абдуллаевич (1926 – 1980)

Хосров Абдуллаевич Абдуллаев (29.01.1926 – 31.03.1980) — цирковой жонглер, иллюзионист, Народный артист Азербайджанской ССР (1977). Учился в ГУЦИ. Артистическую деятельность начал в составе номера «Акробаты-эксцентрики Масловы». Встреча с клоуном-жонглером А. Карашкевичем, который подарил Абдуллаеву свой старый реквизит — трость, сигару, цилиндр, стала импульсом к созданию собственного номера. Первоначально Абдуллаев выступал как салонный жонглер-солист, появлялся на манеже во фраке и цилиндре, жонглировал сигарой, цилиндром, тростью, зонтиком. В 1954 году Абдуллаев создал номер, отмеченный национальным своеобразием. Юноша-азербайджанец выходил к накрытому для угощения столу. Сначала он жонглировал пастушьей палкой, папахами, затем блюдом с фруктами, кувшином с бокалами, большой вазой. Когда стол освобождался, он подхватывал и его, ставил ребром себе на голову, балансировал, затем стол съезжал гладкой поверхностью по голове артиста, переворачивался, снова вставал на ребро, снова съезжал... и так в темпе несколько раз. Прекрасные внешние данные, обаяние и артистизм стали залогом успеха артиста. Абдуллаев выступал с Карандашом как инспектор манежа и партнер в репризах, был ассистентом в иллюзионном аттракционе Э.Т. Кио, снялся в фильмах «Арена смелых» (1953), «Последняя ночь детства» (1968), «Цирк — жизнь моя» (ок. 1978, автор сценария Рафаэль Шик).

В 1953 году в жонглерский номер Хосрова Абдуллаева, освоив новый жанр, вошла партнершей его жена Лидия Васильевна Абдуллаева (до замужества Ионова, 16.3.1928 – 2012) — заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1977), заслуженная артистка Российской Федерации (1997). До работы в цирке танцевала в ансамбле «Березка», училась в ГУЦЭИ. С 3-го курса ушла в номер «Перекрестный полет» под руководством В. Галагана гимнасткой-вольтижером, затем работала в группе воздушных гимнасток под руководством М. Горностаевой, была партнершей Э. Резникова в воздушном номере «Вертушка».

В 1976 году Абдуллаевы дебютировали с аттракционом «Иллюзионное ревю» (авторы X. Абдуллаев и Л. Куксо, балетмейстер Т. Сац). Премьера состоялась в Пензе. где музыка, песня, танцевальные номера, клоунские репризы органично вписывались в действие. Все трюки были оригинальны по техническому и образному решению, по актерской подаче. Например, из отдельных частей бутафорского тела (руки, ноги, туловище, голова) собирался плюшевый Чебурашка, который тут же пускался в пляс с танцовщицами; из старого разваливающегося граммофона появлялись восемь девушек, танцующих чарльстон, и другие. Участвовал в гастролях за рубежом (Индия, Бирма, Индонезия, Румыния, Бельгия и др.). Лидия Абдуллаева возглавила аттракционом в 1980 году после смерти мужа. В тот же год в аттракцион вошла их дочь Ирина Беляуэр (р. 23.07.1956) как артистка балета и ассистентка.



Супруги Абдуллаевы похоронены в Москве на Митинском кладбище.

Литература:

Лодгауз-Прокопенко Л.И. Саратовский цирк (Краткий очерк). Саратов: Ком. по делам искусств при Совете министров СССР. Глав. упр. гос. цирков. Саратовский государственный цирк, 1950, стр. 56;
Долгополов М.Н. Смотр молодых сил [программа Московского цирка «Новое в цирке»] // Известия, № 95 (12093), 20.04.1956, стр. 4;
Долгополов М.Н. Цирк на улице // Известия, № 182 (12489), 1.08.1957, стр. 3;
Мододежь в цирке [фотоальбом, фото В. Ковригина] М: Московский рабочий, 1957, стр. 20–21;
Леднев В. Разрешите представить — Московский цирк // Газета советской секции на Всемирной выставке в Брюсселе «Спутник», № 13, 12–19.07.1958, стр. 4;
Григорюк Т. «Мы из Баку» // Советский цирк, 1959, № 7, стр. 6;
Благов Ю.Н. Иллюзионное ревю // Советская эстрада и цирк, 1977, № 6, стр. 12–13;
Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней, М.: Искусство, 1979, стр. 232;
Росин А. Впереди — поиск // Советская эстрада и цирк, 1979, № 7;
Иллюзия плюс балет // Советская эстрада и цирк, 1983, № 3;
Благов Ю.Н. Иллюзионное ревю / Сборник «Чудеса на манеже». М.: Искусство, 1984, стр. 155–184;
Абдуллаева Л.В. Праздник чудес [интервью с артисткой] // Харьков: Красное знамя, 19.12.1985;
Шик Р.И. Они редко бывают дома. Баку, 1989;
Белякова Г. Этот волшебный будничный мир // Советская эстрада и цирк, 1990, № 3, стр. 37;
Рудина М.С. Цирковое искусство России. Энциклопедия. М.: 2000, стр. 7–8;
Шик Р.И. И вскоре я умер, или Прощальная гастроль. СПб: Алетейя, 2011, стр. 258–279;
Шаина Е.Ю. Парад-алле на афишной тумбе. Рисованный цирковой плакат: искусство vs реклама. СПб: «Балтийские сезоны», 2014, стр. 109;
Gale, John. Russians Show Britons a Few Tricks // The Observer, № 8762, 7.06.1959, p. 17;
Зискінд Є. Кличуть циркові вогні [інтерв′ю з режисером Харківського державного цирку Є.М. Зискіндом] / запис В. Лебедєвої // Вечірній Харків, 16.11.1971, стр. 3;
Яшинов Ф. Циркове новосілля // Ленінська зміна, № 44, 11.04.1974, стр. 4;
Абдуллаєва Л. На сцені — ілюзіон [інтерв′ю з артисткою] / записала Л. Владова // Харків: Ленінська зміна, 26.11.1985;
Савенко О. За цирковими лаштунками [про новорічну циркову програму] // Вечірній Харків, 1.01.1986.

Из книги А.А.Вадимова и М.А.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1979, стр. 232

Развивается не только техника, но и художественная сторона иллюзионных номеров. Совершенно новый характер носит созданный в Ярославском цирке аттракцион заслуженного артиста Азербайджанской ССР X. Абдуллаева и Л. Ионовой. Этот иллюзионный мюзикл (сценарий Л. Куксо, трюковая разработка X. Абдуллаева) идет как целостная музыкально-хореографическая сюита. Артисты совершают все трюки в танце, выражая главную мысль представления: самый мудрый волшебник — наш советский человек.

Из старинного граммофона выходят современные «маги». Ассистентки держат канделябры с горящими свечами. Л. Ионова в танце «снимает» со свечей огоньки и возвращает свечи ассистенткам. Но канделябры исчезли — у девушек в руках ничего нет. «Золотая рыбка», подобная русалке, попалась на удочку клоуну. Ее помещают в большой стеклянный аквариум, и она после пластичных движений под музыку проходит сквозь стекло.

Современная тема отражена появлением космонавтки. Ее закладывают в ракету и запускают в «космос» — под купол цирка. Космонавтка то появляется в ракете, то исчезает. На прощание зрители получают сувенир — пластинку с записью песни, исполняемой по ходу аттракциона.

Небольшой период времени Я работала в аттракционе Альбины Зотовой -Озорные чудеса ЗОТОВА Альбина (Алла) Сергеевна (р. 1939) К была алмазом этого представления у нее была непростая судьба В молодые годы Альбина царила в другом не менее значимом аттракционе



Мне нравится:
0
Поделиться
Количество просмотров: 17
Количество комментариев: 0
Рубрика: Блоги ~ Личные блоги
Опубликовано: 04.05.2019




00
Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1 1