Был в
истории нашей страны
период, когда люди
почувствовали
себя людьми,
а не расходным
материалом в руках
власти. Небольшой.
Одиннадцать лет.
Один
пожизненный правитель ушел в
небытие, а другой
еще
не достиг
вершины.
В
это время сценарист
и режиссер Алексей
Петрович Шушин,
как о
писателе, о нем
узнают позже, представлял
художественному совету
только что
снятый фильм «Хороший
человек». История простая,
лиричная
и светлая.
Молодой парень, Петька
Звонков, работая шофером, водит
грузовик по
дорогам Забайкалья. Встречается
с разными людьми
и
начинает жить
их заботами. Всеми
силами старается помочь окружающим,
поддержать, дать
совет, вернуть веру в лучшее.
Делает это совершенно
бескорыстно,
даже, не обижается
на встречное раздражение,
вместо
благодарности. Совершать
добро, смысл его
жизни.
Художественный совет
проверял готовые фильмы,
перед выходом
на экран,
в прокат, на
предмет качества работы,
соблюдения принципов
политики и
морали государства. В
него входили деятели
кино,
представители партийных,
силовых органов, особенно
специальных служб,
а также
человек из народа,
квалифицированный рабочий, уважаемый
на своем
предприятии, а то и в
стране. На этот
раз им оказался
слесарь
высшего
разряда на известном
заводе, Герой Труда.
Этих людей давил
груз ответственности. Если
они принимали фильм,
а
потом, он не
нравился власти, то
наступали серьезные последствия.
Лишение
званий, должностей, билетов.
Испорченное настроение, карьера,
судьба.
Просмотр шел с
интересом, не шептались.
Наконец, миновали
финальные
титры, в зале
зажегся свет. Началось
обсуждение. В целом,
фильм
понравился. Деятели кино,
слегка, придирались к
мелочам.
Однако,
Алексею Петровичу удалось
их убедить в
правильности своего
взгляда
на раскрытие избранной
темы. Представители партийных
и
силовых органов отхода
от генеральной линии
и пропаганды
враждебных
идей не выявили.
Режиссер уже облегченно
вздохнул, как попросил слова
Герой Труда.
- Кино,
конечно, хорошее, доброе,
- начал он.
- Но почему
про
шофера?
Мне, как слесарю,
обидно. Всю жизнь
на одном заводе.
Трудился,
что есть сил,
- словно, невзначай,
коснулся золотой звезды
на
груди. - Коллектив
за собой вел.
Добра людям, всяко
разно, побольше
этого
сделал. Да чем он
хорош? Одиночка. Ездит
туда - сюда. Встревает,
когда не просят.
На грубость нарывается.
Все урок не
впрок. Может,
добрый,
но глупый какой-то.
Кому его история
интересна? Лично мне,
так нет.
Умолк. Наступила гнетущая
тишина.
- Есть,
что возразить народу?
- насмешливо спросил
режиссера
председатель
совета, заместитель ректора
института кино, когда-то
известный,
но давно не
снимавший.
- Есть,
- поднялся и
расправил плечи Алексей
Петрович. - Да.
Одиночка.
Ему трудно. Бывает
больно от человеческой
черствости. Но
он виду не
показывает, перемалывает в
себе. Сохраняет свет
добра
и людям дарит.
Против толпы пойдет,
если правду за собой
чувствовать
будет.
На таких вся
наша жизнь держится.
А мы не
замечаем. Принимаем,
как должное.
Не ценим. Об
этом фильм.
Сел. Чувствовалось, что
напряжение немного ослабло.
- Так
это скрытый герой,
- удивленно произнес
представитель
партии,
второй секретарь ближайшего
к киностудии райкома.
-
Виноват,
сразу не понял.
А народ понял?
- обратился к
Герою
Труда.
- Извините,
- потупился тот, -
И я не понял.
А то, разве
стал бы
чего
против говорить, если
герой.
- Вот,
- поднял палец
вверх представитель партии,
- Не понял
Вас
народ, - обратился
к режиссеру.
- Подождите,
- вскочил Шушин, -
Фильм смотрели. Всем
понравился.
У одного возникли
сомнения. Их разрешили.
А понимание придет.
Сразу
или постепенно. Кто
поймет - хорошо. Задумается – еще лучше.
Заглянет
в себя – замечательно. Совесть
будоражить надо, а то многие
забудут, что
она есть.
Иссяк и тяжело
опустился на стул.
Хотел убедить, но в лицах
членов
совета застыло недоумение.
- Про совесть
у многих Вы
не говорили, а
мы не слышали,
-
медленно
и тягуче произнес
представитель силовых органов.
- Мне
фильм
понравился. Но с
непониманием народа надо
что-то делать.
Если
герой скрытый, надо
раскрыть, - предложил
он.
- Вот именно,
- поддержал второй
секретарь райкома. - Пусть
совершит
подвиг. Тогда все
поймут.
- Может, ему
еще погибнуть при
этом? - с
горечью спросил Алексей
Петрович.
- Стать вечным
примером для подражания,
- закончил с
нескрываемой
злостью.
- Ни в коем случае,
- замахал руками
секретарь, - Хватит
с нас
погибших
героев.
- И на
том спасибо, -
внезапно подступила отупляющая
усталость,
готовность
на все, лишь
бы фильм вышел
и труд команды
организаторов
и артистов не
пропал даром.
На
том и
решили. Режиссеру доработать
сцену с подвигом
главного
героя.
Доработал.
Так возникла знаменитая
сцена с горящим
бензовозом. Никто,
потом,
не спрашивал, как
Петька чужую машину
без ключей завел.
Небрежной вышла сцена.
Словно, показывала свою
ненужность.
Зачем
хорошему человеку что-то
доказывать? Да еще
подвигом?
Следующая сцена, в
больнице, была оправданием
режиссера
перед
зрителем. Петька
не может объяснить
своего героического
поступка.
Для него время
от крика о
возгорании машины до
пробуждения
в больнице сжалось
в одно мгновение.
Действия
были
совершенно бездумны. На
уровне инстинкта. Без какого-
либо
осознания.
Будто, этой сценой,
режиссер говорил членам
совета: «Вот вам
подвиг».
Как корил
себя, после, Алексей
Петрович, за эту
доработку.
Лишней,
инородной смотрелась концовка.
Когда знающие толк в
кино на
это намекали, отвечал:
«Не спрашивайте».
Одиннадцать лет чувствовали
себя людьми, а
не расходным
материалом
в руках власти.