Чтобы связаться с «Щеглов», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
ЩегловЩеглов
Заходил 1 месяц назад

Обозначения эмоций в художественном тексте: алгоритмическая

Обозначения эмоций в художественном тексте: алгоритмическаяинтерпретация

(вычислительные аспекты)

Перед чтением этой статьи весьма желательно хотя бы бегло ознакомиться с книгой автора [1], также с более поздней публикацией [2] и с вводной частью статьи [6] ‒ все это необходимо, поскольку именно там приведено подробное описание алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной логики (АМКЛ, моделей творческого сознания) и пояснения к практическому использованию этого алгоритма.

Статья предназначена для лингвистов, психологов и специалистов в области математической логики.

Пусть большинство слов используемого языка отображается (в словарном порядке) комплексными целыми числами: корни слов действительными числами, а все флексии и место слова в предложении – мнимыми числами. Все служебные слова, местоимения и т.п. слова, а также знаки препинания и номер предложения в таблице Х ("время" t) пусть отображаются натуральными числами. Цель исследования Z пусть принимает значения некоторой k-значной логики. Массив Х исходных данных (переменных х) будет иметь вид списка (таблицы) всех предложений; отсутствующие слова пусть отображаются нулями. Левый столбец Х – это "время" t = 1, 2, ..., m, где m – общее число предложений в исследуемом тексте. Правый столбец Х в данном исследовании пусть принимает значения Z = 0, 1, 2, 3. Так, предложения в Х будут иметь значение Z = 0, если они не отображают эмоциональное состояние. Z = 1 пусть означает "окрестность в прошлом" – например, 10 абзацев текста, непосредственно примыкающих к "целевой" строке при Z = 2, которая содержит некоторое эмоциональное высказывание. Условимся также, что сопоставления строк по алгоритму будут продолжаться и в последующих абзацах, если импликация К еще не вычислена. Наконец, строки Z = 3 пусть означают "окрестность в будущем" – следующие во времени 10 абзацев, примыкающие к Z = 2. Эти окрестности могут содержать также иные строки с Z = 2. Напомним, что согласно алгоритму построения АМКЛ сопоставления заданной целевой строки происходят только со строками из "нецелевой" окрестности. Далее вычисляются все текущие К (т.е. по всем строкам Z = 2) и в итоге вычисляется тупиковая дизъюнктивная форма модели (АМКЛ).

Заметим, что все вышеприведенные операции с текстом имеют лишь синтаксический характер, но смысл использования именно логических моделей заключается в сравнительной легкости содержательной дальнейшей интерпретации АМКЛ! Прежде всего итоговые импликации (конъюнкции) К имеют малый ранг, малое число переменных, далее общее число таких К также мало. Более того, все они реализуются в виде списка с указанием оценки Г каждой К – сколько раз встречается К в "своей" окрестности, которая была указана исследователем (см. значения Z). Все К располагаются в порядке убывания Г, т.е. исследователь всегда может ускорить процесс содержательной интерпретации, выбирая сразу более значимые для него "гипотезы" К. Далее, поскольку при всех К запоминаются также все соответствующие им номера t строк (предложений), всегда можно перейти к соответствующим исходным предложениям и узнать полный контекст смысла вычисленной импликации К. Ее также можно назвать здесь ссылкой, кратким "обозначением" состояния К исследуемого объекта Х. В лингвистике, указанный выше контекст называют также проекцией дейксиса.

В содержательном смысле термин "обозначение эмоций" в текстах [8] является некоторым обобщением термина дейксис [9]. Вычисленные (реализованные) АМКЛ с точки зрения лингвистики являются дальнейшим обобщением этих терминов, а контексты АМКЛ – обобщением понятия проекций дейксиса.

Весьма интересной является возможность вычисления АМКЛ в аналитической форме в виде обобщенных рядов Эрмита и, особенно, их преобразования Фурье. Даже если бы волновая модель внешнего воздействия была бы приемлема со статистической точки зрения, ее интерпретация была бы крайне затруднительна. Например, в текстах ранних произведений Тургенева весьма детально анализируются такие воздействия, но они, возможно, являются лишь художественным отображением его более ранних воспоминаний о действительных событиях его жизни. Исследование мемуаров известных личностей было бы интересным с точки зрения проверки гипотезы существования таких внешних эмоциональных воздействий, которые затем в корне изменяют жизнь личности реципиента (Виардо – Тургенев и подобные известные случаи).

Предложенный алгоритм может использоваться в самых разных вариантах. Если взять в качестве строк сравнения лишь "прошлую" окрестность, вычисляем "источники" такого эмоционального воздействия. Здесь можно вычислить и обратную модель: какие признаки К характерны при отсутствии таких воздействий. Иногда для прояснения (интерпретации) ситуации полезно в эти выводы К ввести подходящий контекст. Напомним, что при увеличении ранга К за счет переменных, входящих в строки, "покрытые" К, сохраняется истинность этой формулы. Далее, используя в качестве строк сравнения "будущую" окрестность, вычисляем существующие последствия таких эмоциональных воздействий. Соответственно, обратная модель будет здесь означать, в каких условиях эти последствия будут отсутствовать. Все эти операции являются как бы нашим вычислительным ("мысленным") экспериментом над массивом данных Х, т.е. над воспоминаниями, памятью субъекта Х.

В качестве вывода отметим возможность использования АМКЛ для вычисления обозначений эмоций в художественном тексте (или в общем смысле дейксиса). АМКЛ является обобщением этих понятий и при достаточной мощности вычислительных средств позволяет произвести детальный анализ таких текстов.

Литература

1. Щеглов В.Н.Творческое сознание: интуиционизм, алгоритмы и модели. – Тула: «Гриф и К», 2004. – 201 с., см. книгу автора (и все другие статьи) также в Интернете:http://samlib.ru/s/sheglow_w_n/ ,http://publ.lib.ru/ARCHIVES/SCH/SCHEGLOV_Vitaliy_N... (здесь статьи с формулами), http://shcheglov.livejournal.com/, некоторые работы могут быть вhttp://web.snauka.ru/wp-admin/ ).

2. Щеглов В.Н. Творческое сознание: интерпретация алгоритма построения алгебраических моделей конструктивной (интуиционистской) логики, 2007. – 12 с.

3. Драгалин А. Г.Математический интуиционизм.– М.: «Наука», 1979. – 256 с.

4. Шанин Н.А.Об иерархии способов понимания суждений в конструктивной математике// Труды математического института имени В. А. Стеклова, CXXIX // Проблемы конструктивного направления в математике, 6. – Л.: «Наука», 1973. –С. 203 – 266.

5.Антосик П., Микусинский Я., Сикорский Р. Теория обобщенных функций. – М.: Мир, 1976. – 312 с.

6. Щеглов В.Н. Темная энергия: алгоритмическая интерпретация, 2014. − 5 с.

7. Щеглов В.Н. Глубинная психология: основы алгоритмической интерпретации, 2018. – 4 с.

8. Аженова И. С. Обозначения эмоций в художественном тексте (прагматический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2004.

9. Сребрянская Н.А. Дейксис и его проекции в художественном тексте: автореф. докт. дис. филол. наук: Волгоград, 2005.

См. также Гугл диск автора: https://drive.google.com/drive/folders/0B8UW6pCzyM...

19.08.2019 г.



Мне нравится:
0
Поделиться
Количество просмотров: 10
Количество комментариев: 0
Рубрика: Литература ~ Разное ~ Научная литература
Опубликовано: 20.08.2019




00

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1 1