Чтобы связаться с «Александр Карельский», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Интервью Елены Волк для газеты "Соликамский рабочий"




В рамках дополнительной информации, кое что добавлю из личного архива,
к этой публикации черновика Елены Волк будущей её статьи в газете.

Документ "Наряд на съёмку".
Такой наряд выдавался каждому постановщику (установщику декораций), кого назначали на обслуживание съёмочной площадки, где присутствует какое либо декорационно-техническое сооружение, для учёта рабочего времени и для контроля со стороны администрации о качестве выполняемых услуг. Как правило, на съёмочной площадке, все эти наряды подписывались представителем администрации съёмочной группы.
Всерьез и в шутку о российском кино
Известного московского декоратора обучали в Соликамском ПТУ
Многие советские и постсоветские кинофильмы, такие как «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «На Дерибасовской хорошая погода…», знакомы нам из детства, мы знаем наизусть, что говорят любимые герои в отдельных эпизодах, о чем думают, даже на чем сидят, стоят и кушают. А наш земляк Александр Карельский знает и из чего сделаны «киношные» столы, стены и пейзажи за окнами… Потому, что все это дело его собственных рук

Наша справка
Александр Карельский родился 28 января 1955 года в Соликамске. Окончил школу № 12. В 1970 году поступил в ПТУ №38 и получил специальность газо-электросварщика. Работал на Каширской ТЭЦ, Московском заводе им. Лихачева, «Мосфильме». Участвовал в съемках кинофильмов «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Живите в радости», «На Дерибасовской хорошая погода…», «Участок» и многих других. До сегодняшнего дня – декоратор российского кинопроизводства. Имеет двоих детей.
С чего все начиналось
- Я рос обыкновенным мальчиком, - рассказывает Александр. – Разве, что немного больше других озорным и ленивым. От этого и школьная жизнь вспоминается не в радужных тонах. Старший мой брат был круглым отличником и любимцем учителей, и от меня ждали примерно того же. Надежд я не оправдал… Наверное, все удивились, узнав, что Карельский, прогульщик и двоечник, сможет чего-то добиться в жизни.
Интерес к знаниям в юном Саше проснулся гораздо позже, когда восемь общеобразовательных классов были за спиной. Можно сказать, что с этого момента началась другая жизнь Александра Карельского.
- Я до сих пор вспоминаю ПТУ как сладкий сон, - смеется Александр. – Я даже в армии первое время мысленно продолжал общаться с приятелями - одногруппниками. Кстати, с армией мне тоже повезло: присягу я принимал в известной дивизии им. Дзержинского, там же получил профессию оружейного мастера. Дальнейшую службу проходил в городе Тбилиси.
Уже тогда Александр точно знал, что в Соликамск он не вернется – его широкой душе здесь просто было тесно.
Москва рабочая и… бревенчатая- Говорят, сейчас с жильем проблемы, но ведь и раньше было не лучше, - вспоминает Александр свой приезд в город Кашира. – Жилья не было: за «общежитской» койкой была огромная очередь – прежде чем ее получить долгое время мыкались по квартирам.
Именно поэтому Карельский и оказался в Москве – больше заводов, больше общежитий, больше шансов получить жилье.
- Я был просто счастлив, когда меня сразу взяли на ЗИЛ и дали направление в общежитие, - вспоминает Александр. – Вот что значит судьба и желание человека. Все зависит только от нас, мы сами себя делаем.
Однако радость обладания комнатой в общежитии быстро растворилась. Два года работы на заводе не просто сильно изменили Александра – они перевернули его взгляды на жизнь.
- Я смотрел на наших заводских ребят и удивлялся: зачем они приехали в Москву, - вспоминает Карельский. – Ненавистная работа, общага, вино, водка и снова общага – какой-то порочный круг. Глядя на них, я понял, что не хочу так жить. Надо непременно найти работу по душе. Конечно, многие работают с душой у токарного станка и на конвейере, другие с душой наслаждаются, уходя с работы. Мне была противопоказана рутинная работа и бесцельная общажная жизнь. С этого начался очередной поворот в моей судьбе.
Александр снова решил испытать себя и свою судьбу, и отправился на «Мосфильм».
- В своих мечтах я уже умело устанавливал свет, - рассказывает Александр. – Но здесь вмешалась судьба: вакансий осветителя на тот момент не было.
«Топора от пилы отличишь?» - спросили Карельского в отделе кадров – «Будешь установщиком декораций!»
Самая первая декорация Александра – бревенчатая изба Митяя в кинокартине «Живите в радости».
- Я входил в «бригаду постановщиков» (так тогда называлась профессия установщика декораций), обслуживающих съемочную площадку, поэтому всегда был там, где велась съемка… И мне это нравилось.
После этого в жизни Александра было еще много поворотов – смерть родителей и жены, инвалидность, работа в школе. И снова – кино.
- Когда мне позвонили, и предложили поучаствовать в съемках к/к «Участок», я, не задумываясь, согласился, - вспоминает Карельский. – Предстояло отказаться от инвалидности, но меня это не смущало, мне хотелось работать.
- Сегодня планов много, - подытожил свой рассказ о судьбоносных поворотах Александр. - Это, в первую очередь, проект под названием "Однажды в Ростове". Временно съёмки приостановлены, согласно плану. Но совсем скоро съёмочная группа вновь встретится на площадке. Весь март был в Москве, а в апреле предвидится Ростов-на-Дону и Мариуполь. Ближе к осени должны переместиться в Севастополь. Посмотрим, как всё это сложится.
Город древний, город родной
- Каким вам вспоминается Соликамск?
- Сейчас в Соликамске бываю редко: родители умерли, а с братом Валерием мы, практически, не общаемся. Но если отбросить все личное, мой Соликамск – это поселок Красное. Раньше по берегу Усолки от дома почти до самой автостанции бегал летом босиком по тропинке за керосином с бидончиком в руке. Обожал всегда его запах, когда спускался по ступенькам к дядечке, и он через воронку наполнял мне металлическую посудину. Видя, что теперь творится на берегу, испытываю легкое чувство шока: здесь не то, что босиком, на тракторе с трудом проедешь.
- Что вы любите в нашем городе?
- Сложный вопрос, ностальгия тянет одеяло на себя. Когда-то любимым местом отдыха была Кама, ее заливы: Первый и Второй. У нас все было просто, душевно. Я не был домашним ребенком, поэтому все воспоминания, прежде всего, связаны с улицами Красного и его обитателями. Сейчас все по-другому: люди другие, город другой. Однажды, навещая Соликамск со своими детьми, я предложил найти хотя бы то место, где когда-то располагался пионерский лагерь им. Лизы Чайкиной.
Пол дня мы бродили по лесу, но так и не нашли.
Пишу, а сам всё думаю, что же мне в Соликамске больше всего по душе. Скорее всего, его старина и сохранившиеся чудом архитектурные памятники. Сколько раз приезжаю, и всякий раз не устаю снова и снова фотографировать эту красоту.
- Много лет назад вы уехали из Соликамска. По-прежнему считаете, что здесь сложно найти себя?
- Я считаю, реализоваться можно, где угодно. Убежден, что Соликамск не самое плохое место для этого. Главное надо чего-то хотеть, потом понять чего ты хочешь. Считаю, что сейчас, когда голова не забита такими бытовыми вопросами типа, где купить одежду, продукты … возможностей даже гораздо больше. Кстати, поймал недавно себя на мысли, что исчез этот синдром магазинов в командировках, сейчас приезжаешь куда-нибудь и первым делом начинаешь знакомиться с культурой того места, куда тебя занесла судьба.
Много отрицательных качеств, которые мешают нам нормально жить: зависть, недальновидность, незнание… И это везде так. У соседа всегда все лучше, чем у себя любимого. Отсюда и все беды. Почему-то некоторым кажется, что Москва – это рай на Земле, и мы тут все как сыр в масле катаемся. Чаще всего не работаем. Днем спим, а ночью по театрам и кабакам шляемся. Хотя на самом деле, в Москве не проще, а в чем-то даже сложнее, чем в маленьком Соликамске. Еще мне кажется, что для самореализации нужно быть самим собой, не жить под копирку – не важно, что все родственники военные и учителя, а все друзья – бизнесмены, надо быть самим собой.
И самая главная беда нашего времени: мы не умеем ценить того, что имеем. Если мои "гонорары" мне не позволяют постоянно мотаться в Анталию и в Египет, я даже и не мечтаю о таких поездках. Так что счастливыми мы бываем гораздо чаще, чем думаем об этом. Жив, здоров и уже почти счастливый.
- Что нужно сделать на местном уровне, чтоб город стал привлекательным?
- Какой смысл высказывать подобные мнения. Мы же не в курсе всех проблем в коридорах власти. Может, там, на своих местах, люди и стараются что-то изменить в лучшую сторону. В городе много положительных перемен, и это, несомненно, радует, но ведь побелёнными и отреставрированными церквушками народ не удержать. Особенно молодёжь. На всю эту красоту ни что не мешает смотреть и из другого города. Приезжая, как я, в гости на короткое время. Вот об этом надо подумать.Киносъемка: смеяться разрешается!
Наше интервью с Александром шло «кусками» - Карельский постоянно в бегах: времени катастрофически не хватает. Вот очередной эпизод:
«Пишу ответ на Ваш вопрос, касающийся интересной профессии. Да профессия, действительно интересная, но, размышляя сейчас, я ловлю себя на мысли, что не только и не столько профессия столько лет не отпускает меня из сферы кинопроизводства. Не малой составляющей той самой профессии является и то, что постоянно бок о бок работаешь с интересными, творческими людьми. С некоторыми приходилось работать неоднократно, в нескольких проектах. К счастью, таковых великое множество».
Где Родион, а где Александр?
Казусов на площадке случается много, вспоминая их уже после съемки, все съемочная группа обычно весело и от души смеется, с удовольствием рассказывая друзьям и знакомым о нелепых ситуациях и досадных оплошностях.
- В 1978 году руководством своего цеха я был закреплен через диспетчерскую студии за съемочной группой к/к «Москва слезам не верит» в качестве установщика декораций, - рассказывает Александр. Это означало, что я целиком принадлежал киногруппе и жил по их графику съемочного периода. Работалось легко и интересно. Но без казусов не обошлось. Все, думаю, с легкостью вспомнят сцену на Гоголевском бульваре, когда героиня фильма Катя Тихомирова (Вера Алентова) общается со своим горе-женихом Родионом Рачковым (Юрием Васильевым). При проявке пленки этот эпизод просто испортили, и длиннющий монолог героини предстояло переснять заново, но Васильева на тот момент не было в Москве. Оператору Игорю М. Слабневичу пришлось выстроить кадр так, что от героя было видно только плечо. Дело осталось за малым – решено было надеть плащ на кого угодно. Не помню, кому пришла в голову эта идея, но плащ оказался на мне. Начали снимать. Вера Алентова, смотря прямо мне в глаза, говорит все, что она думает о Родионе. А меня всего трясет от волнения, мурашки по всему телу, то в пот, то в холод бросает…
- Стоп, - прерывает съемку Владимир Меньшов. – Не дрожи ты так, такое впечатление, что плащ на заборе висит.После нескольких дублей я осмелел, сцену сняли. Но родные и близкие еще долго
при просмотре фильма подшучивали: «иди, смотри, твое плечо показывают».

И чтец, и жнец…
- На самом деле, историй со съёмками в маленьких эпизодиках очень много, - рассказывает Александр. Иногда режиссёры умышленно идут на этот шаг, что бы таким образом снять на память еще и представителей съёмочной группы. Для зрителя это не заметно, а вот для создателей фильма приятно.


Так Александр «засветился» и в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби» - в воспоминаниях главного героя на голубятне с дочерью Александр участвует в похоронах деревенского глухонемого.



Есть Карельский и в кинокартине «На Дерибасовской хорошая погода…» - там его образ – дама с саблей, которая во время танца разрубает карту мира.
- Сабли были настоящие, карта одна единственная, женщины отказались, пришлось мне, - вспоминает Карельский. – Все дружно покатывались со смеху, когда наряжали меня в косички и одевали по «полной программ



- Самая северная точка съемок у меня Норильск, - продолжает свой рассказ Александр. – Тогда я поменялся с коллегой, который вместо меня поехал работать на Черное море: очень уж хотелось повидать заполярный городок и его окрестности. 

А самой южной отметкой был, скорее всего, Ашхабад. Мы снимали к/к «Сакман».

Это был первый опыт работы в песках. И, пожалуй, самый запоминающийся эпизод работы с животными на площадке. История в фильме такая: герои сидят на телеге, мирно беседуют, а лошадь везет их по песчаной колее. Вроде бы ничего сложно. Так и было в начале. Лошадь вела себя тихо и спокойно, шла куда и как надо… Пока не услышала звук работающей операторской камеры. На этом все хорошее закончилось. Животное ни в какую не хотело идти рядом с работающей аппаратурой. После долгих экспериментов с уговорами и рафинадом решено было использовать подручные средства. Повозку распрягли, за оглобли взялись почти все мужчины съемочной группы и поехали. Компания «бурлаков» с телегой вызывала всеобщий восторг - по сторонам происходящего люди покатывались со смеху, в том числе и сам автор этой пьесы, по которой снимался этот фильм.
А телевизор-то должен был работать!
Пресловутая сцена с телевизором во все той же «Москве…», когда Александра приходит из института, оказывается тоже результат казуса. Изначально, телевизор был рабочий, по сценарию. Однако, по вине реквизиторов техника оказалась неисправной. Режиссер был в гневе, но все решилось как нельзя лучше…
«Или вот был случай, когда в декорации "Общежитие" режиссёру неожиданно пришла идея снять сцену со свадьбой чуточку не так, как было запланировано по ранее сделанным раскадровкам, - пишет Александр в очередном письме. - Для осуществления нового решения требовалось существенное изменение декорации – необходимо было сделать в стене проем под дверь и накрытые столы как бы должны переходить из одной комнаты через проем в другую. Я справился. Эпизод был снят. Вот они, те самые особенности моей профессии, когда в любой внештатной ситуации стремишься максимально её реализовать и помочь разрешению сложившихся трудностей, а не идти на поводу развода рук в стороны, что мол, не возможно и не реально. Причин можно придумать много, что бы оградить себя от лишних трудностей. Но весь парадокс и заключается в том, что именно в этих трудностях и кроется тот интерес к работе и тот огонёк, с которым ты всегда работаешь, желая во всём помочь. А если работать иначе, то лучше сразу увольняться со студии и не тратить на это время. Кстати, большая часть «киношников» это настоящие фанаты своего дела».
И розыгрыш уместен
Розыгрыши и шутки в актерской среде – явление вообще регулярное. Без этого просто никак.
- Дело было в Казани, шли съемки фильма «Три дня праздника», - рассказывает Александр. – Мы жили в одной из гостиниц города. Поздно вечером ко мне в номер постучались три школьницы с расспросами, о чем кино, кто снимается… Узнав, что я всего лишь декоратор, они стали просить меня рассказать им про артистов. Да что, говорю, про них рассказывать, вон в соседнем номере живут Радик Муратов (тот самый Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи») и Олег Марусев – они-то все про кино знают. Утром на съемочной площадке встречаю невыспавшегося Радика - он вообще по жизни шутник и просто позитивный человек. «Что случилось?» спрашиваю. «Какой-то нехороший человек нам на ночь группу туристов подкинул. Всю ночь им про кино рассказывали». Я молчу. Вечером пришли ко мне снова те самые туристы, автографы хвастали, печенья принесли, чай пили разговаривали… Одна дама до сих пор иногда мне новости из своей жизни пишет.
Что нам дом построить…
«Вы спрашивали, что такое декорации в современном кино, - пишет Александр. – С удовольствием отвечаю.
Если выражаться простым человеческим языком, декорация – это прежде всего какое-либо сооружение временного характера. Так было во все времена. Разница только в том, как сооружаются эти постройки.
Сегодня материал и сложность декораций напрямую зависят от финансовых возможностей продюсерского коллектива. Надо отметить, что большинство кинокомпаний обходят стороной такие крупные концерны, как «Мосфильм», располагающие всем необходимы, поэтому создаются альтернативные варианты. Это, как правило, пустующие цеха крупных предприятий.
Обычно декорация состоит из бруса разного сечения, обшитого обычно гипсокартоном (он хоть и не очень практичен, зато малозатратен), либо ДСП. Окна, двери и прочие элементы декорации покупаются, как правило, на строительном рынке. На самом деле характер материалов для декораций очень разнообразен, все зависит от ставящихся художником целей. Сегодня купить можно все, что угодно. И чаще всего нет необходимости ехать куда то, что бы снять какую-нибудь экзотическую сцену.
К примеру Африка в к/к "Охота на гения" – ни что иное как наш Ботанический сад: под пальмой соорудили шалаш, в котором Дмитрий Марьянов и Елена Ксенофонтова отыграли сцену в в густых тропических зарослях.
Естественно, сегодняшнее кино, точнее, его съемка сильно отличается от советского, когда основные детали декорации именовались «фундусом», разбирались и сохранялись на складе. Кроме того возводились специальные «леса», на которые устанавливались огромные осветительные приборы. При сегодняшнем развитии съемочной аппаратуры, зачастую нет надобности строить огромные декорации, достаточно профессионально установить освещение.
После монтировки декорации к работе приступают бутафоры, электрики, сантехники и маляры - декорация меняется до неузнаваемости. Часто в декорации используется и работа живописцев».
Елка или барабан?
Функциональное назначение декорации - создать иллюзию «жизненности». И здесь есть масса ухищрений. Все продумано до мелочей.
- Раньше фон за окнами делался живописцами вручную, - рассказывает о маленьких декораторских хитростях Александр. - На натянутых полотнах расписывались красками всевозможные виды. Сегодня эта методика практически ушла в прошлое и чаще применяются фото фона в виде огромных баннеров, которые натягиваются за окнами декорации. Если действие сюжета разворачивается в поезде, то за окнами такого «вагона» устанавливается вращающийся барабан, на который опять же натягивается баннер-фото природы. При грамотной операторской работе практически не заметно, что мелькает одна и та же картинка.
В общем, в кино можно создать любой эффект. Необходим водопад или просто дождик за окном? Пожалуйста! В полу всех павильонов существуют специальные люки, куда сливается вода.
Снег? Тоже не проблема - бутафорским «снежком» можно запорошить хоть весь павильон. Даже узоры на стекле нарисовать не составляет никаких проблем. Достаточно покрыть стёкла декорации специальным составом. Кстати зачастую для этого применяется обычный фиксаж из набора фото-химикатов в сильной концентрации. Для имитации настоящего холода за окнами декорации во время съёмок, при открывании дверей используются пиротехнические эффекты на базе сухого льда. Раньше для этого использовали керосин, но это не нравилось актерам и съемочной группе. Хотя в дыме после сжигания серы тоже мало приятного, но, к сожалению, пиротехники ничего нового тут не придумали. Кстати о холоде. Хочется сказать, что иногда приходится строить декорации на натурной площадке только для того, что бы был на экране реалистичный пар изо рта и от горячей пищи. Понятно, что в павильоне это просто не получится. Конечно, сегодня посредством компьютерной графики можно дорисовать всё что угодно, но это очень дорогостоящее удовольствие, поэтому картинку предпочитают снимать наиболее законченную, без каких либо дополнительных обработок.
О кино Александр может рассказывать и писать много – он знает о нем практически все. А вот посмотреть на то, что сотворил, получается не всегда:
- Многие фильмы, в которых есть мой труд, я просто не видел. Дело в том, что при монтаже и озвучивании конечный продукт зачастую выходит совершенно под другим названием. Порой дело случая, что удается посмотреть на свою работу.

Подготовила Елена ВОЛК

P.S. WORD док. со своими поправками и с пожеланиями, выделенными мною оранжевым цветом

Постараюсь сохранить первозданный вид этого текста в каком он у меня хранится на внешнем ж/диске 
Всерьез и в шутку о российском кино
Известного(Слово … «известного» очень пафосно и черезчур не скромно и поскольку у меня офиц. Нет документов что я декоратор, правильнее делать акцент, что я прежде всего установщик декораций но с некоторыми художниками с 2003 года работаю и как декоратор) московского декоратора обучали в Соликамском ПТУ
Многие советские и постсоветские кинофильмы, такие как «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «На Дерибасовской хорошая погода…», знакомы нам из детства, мы знаем наизусть, что говорят любимые герои в отдельных эпизодах, о чем думают, даже на чем сидят, стоят и кушают. А наш земляк Александр Карельский знает и из чего сделаны «киношные» столы, стены и пейзажи за окнами… Потому, что все это – дело его собственных рук. (Здесь тоже надо быть скромнее. Всё таки я частичка команды художника-постановщика и не важно, что многое делается моими руками, главный человек в любом фильме по моей работе остаётся именно художник-постановщик. К тому же при воплощении в реальность любой задумки художника участвует огромная армия таких профессий как столяры, маляры, бутафоры, драпировщики, реквизиторы. Поэтому и тут надо как то уменьшить акцент, что … дело его собственных рук (Я чаще привык говорить, что мол и моя частичка скромного труда вложена в этот фильм)

Наша справка
Александр Карельский родился 28 января 1955 года в Соликамске. Окончил школу № 12 (Получил 8 летнее образование, оканчивали 10 летку в те годы) В 1970 году поступил в ПТУ №38 и получил приобрёл ))) специальность газо-электросварщика. Работал на Каширской ТЭЦ,(В Кашире, на их знаменитой ГРЭС не работал, был в отделе кадров, где и состоялся ключевой момент всей дальнейшей моей истории. Именно в том отделе кадров, какой то женщине суждено было вымолвить своё удивление, что я у них в Кашире нашёл в этой дыре, когда под боком Москва с кучей общежитий и предприятий. Мне оставалось только всё это услышать и принять к сведению. Что я и сделал.Как называется Каширская ГРЭС надо уточнять я образно написал там вырабатывается эл. Энергия для Кремля по слухам народным) Московском заводе им. Лихачева (Вот на ЗИЛе да, работал два года в цехе металлоотходов сварщиком) «Мосфильме». Участвовал в съемках (Участвуют в съёмках артисты, мне же довелось быть в роли иной. Поработать в составе группы художника в качестве установщика декораций. На простом сленге киношном, такого человека на площадке все называют ПОСТАНОВЩИКОМ) кинофильмов «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Живите в радости», «На Дерибасовской хорошая погода…», «Участок» (Вот на к/к «Участок» в самом деле был декоратором, что по сути мало чем отличается от роли постановщика, если только тем, что во сто крат больше ответственности)  и многих других. До сегодняшнего дня – декоратор российского кинопроизводства. … может всё таки просто кинопроизводства, российского зачем ??? Потому как приходится работать и на кинокомпании к России не имеющие ни какого отношения, разделяя совместное сотрудничество
Имеет двоих детей. …. и внучку )))
С чего все начиналось
- Я рос обыкновенным мальчиком, - рассказывает Александр. – Разве, что немного больше других озорным и ленивым. От этого и школьная жизнь вспоминается не в радужных тонах. Старший мой брат был круглым отличником и любимцем учителей, и от меня ждали примерно того же. Надежд я не оправдал… Наверное, все удивились, узнав, что Карельский, прогульщик и двоечник, сможет чего-то добиться в жизни.
Интерес к знаниям в юном Саше проснулся гораздо позже, когда восемь общеобразовательных классов были за спиной. Можно сказать, что с этого момента началась другая жизнь Александра Карельского.
- Я до сих пор вспоминаю ПТУ как сладкий сон, - смеется Александр. – Я даже в армии первое время мысленно продолжал общаться с приятелями - одногруппниками. Кстати, с армией мне тоже повезло: присягу я принимал в известной дивизии им. Дзержинского, там же получил профессию оружейного мастера. Дальнейшую службу проходил в городе Тбилиси.
Уже тогда Александр точно знал, что в Соликамск он не вернется – его широкой душе здесь просто было тесно. (О душе я в те годы мало помышлял, скорее первопричиной всему было желание окунуться в самостоятельную жизнь, лишённую опёки родительской. К тому же, чего греха таить не всё гладко было в общении с поколением старшим. Уже тогда, понимал, что если хочешь сохранить добрые отношения с родителями, надо от них съезжать, куда, не важно …главное, жить отдельно. Так всё и вышло и с родительской любовью и с моим к ним отношением)
Москва рабочая и… бревенчатая
- Говорят, сейчас с жильем проблемы, но ведь и раньше было не лучше, - вспоминает Александр свой приезд в город Кашира. – Жилья не было: за «общежитской» койкой была огромная очередь – прежде чем ее получить долгое время мыкались по квартирам.
Именно поэтому Карельский и оказался в Москве – больше заводов, больше общежитий, больше шансов получить жилье.
- Я был просто счастлив, когда меня сразу взяли на ЗИЛ и дали направление в общежитие, - вспоминает Александр. – Вот что значит судьба и желание человека. Все зависит только от нас, мы сами себя делаем.
Однако радость обладания комнатой в общежитии быстро растворилась. Два года работы на заводе не просто сильно изменили Александра – они перевернули его взгляды на жизнь.
- Я смотрел на наших заводских ребят и удивлялся: зачем они приехали в Москву, - вспоминает Карельский. – Ненавистная работа, общага, вино, водка и снова общага – какой-то порочный круг. Глядя на них, я понял, что не хочу так жить. Надо непременно найти работу по душе. Конечно, многие работают с душой у токарного станка и на конвейере, другие с душой наслаждаются, уходя с работы. Мне была противопоказана рутинная работа и бесцельная общажная жизнь. С этого начался очередной поворот в моей судьбе.
Александр снова решил испытать себя и свою судьбу, и отправился на «Мосфильм».
- В своих мечтах я уже умело устанавливал свет, - рассказывает Александр. – Но здесь вмешалась судьба: вакансий осветителя на тот момент не было.
«Топора от пилы отличишь?» - спросили Карельского в отделе кадров – «Будешь установщиком декораций!»
Самая первая декорация Александра – бревенчатая изба Митяя в кинокартине «Живите в радости».
- Я входил в «бригаду постановщиков» (так тогда называлась профессия установщика декораций), обслуживающих съемочную площадку, поэтому всегда был там, где велась съемка… И мне это нравилось.
После этого в жизни Александра было еще много поворотов – смерть родителей и жены, инвалидность, работа в школе. И снова – кино.
- Когда мне позвонили, и предложили поучаствовать в съемках к/к «Участок», я, не задумываясь, согласился, - вспоминает Карельский. – Предстояло отказаться от инвалидности, но меня это не смущало, мне хотелось работать.
- Сегодня планов много, - подытожил свой рассказ о судьбоносных поворотах Александр. - Это, в первую очередь, проект под названием "Однажды в Ростове". Временно съёмки приостановлены, согласно плану. Но совсем скоро съёмочная группа вновь встретится на площадке. Весь март был в Москве, а в апреле предвидится Ростов-на-Дону и Мариуполь. Ближе к осени должны переместиться в Севастополь. Посмотрим, как всё это сложится. ( тут почти всё так и складывается, планы подкорректировали и сейчас 4 апреля выезжаю на месяц в Ростов на Дону, потом съёмки в Москве пару месяцев и потом уж снова командировка на этот раз тот же обещанный Мариуполь и Севастополь)
Город древний, город родной
- Каким вам вспоминается Соликамск?
- Сейчас в Соликамске бываю редко: родители умерли, а с братом Валерием мы, практически, не общаемся. Но если отбросить все личное, мой Соликамск – это поселок Красное. Раньше по берегу Усолки от дома почти до самой автостанции бегал летом босиком по тропинке за керосином с бидончиком в руке. Обожал всегда его запах, когда спускался по ступенькам к дядечке, и он через воронку наполнял мне металлическую посудину. Видя, что теперь творится на берегу, испытываю легкое чувство шока: здесь не то, что босиком, на тракторе с трудом проедешь.
- Что вы любите в нашем городе?
- Сложный вопрос, ностальгия тянет одеяло на себя. Когда-то любимым местом отдыха была Кама (... и берега Усолки с её заливами)  ее заливы: Первый и Второй. У нас все было просто, душевно. Я не был домашним ребенком, поэтому все воспоминания, прежде всего, связаны с улицами Красного и его обитателями. Сейчас все по-другому: люди другие, город другой. Однажды, навещая Соликамск со своими детьми, я предложил найти хотя бы то место, где когда-то располагался пионерский лагерь им. Лизы Чайкиной. Пол дня мы бродили по лесу, но так и не нашли. Пишу, а сам всё думаю, что же мне в Соликамске больше всего по душе. Скорее всего, его старина и сохранившиеся чудом архитектурные памятники. Сколько раз приезжаю, и всякий раз не устаю снова и снова фотографировать эту красоту.
- Много лет назад вы уехали из Соликамска. По-прежнему считаете, что здесь сложно найти себя?
- Я считаю, реализоваться можно, где угодно. Убежден, что Соликамск не самое плохое место для этого. Главное надо чего-то хотеть, потом понять чего ты хочешь. Считаю, что сейчас, когда голова не забита такими бытовыми вопросами типа, где купить одежду, продукты … возможностей даже гораздо больше. Кстати, поймал недавно себя на мысли, что исчез этот синдром магазинов в командировках, сейчас приезжаешь куда-нибудь и первым делом начинаешь знакомиться с культурой того места, куда тебя занесла судьба.
Много отрицательных качеств, которые мешают нам нормально жить: зависть, недальновидность, незнание… И это везде так. У соседа всегда все лучше, чем у себя любимого. Отсюда и все беды. Почему-то некоторым кажется, что Москва – это рай на Земле, и мы тут все как сыр в масле катаемся. Чаще всего не работаем. Днем спим, а ночью по театрам и кабакам шляемся. Хотя на самом деле, в Москве не проще, а в чем-то даже сложнее, чем в маленьком Соликамске. Еще мне кажется, что для самореализации нужно быть самим собой, не жить под копирку – не важно, что все родственники военные и учителя, а все друзья – бизнесмены, надо быть самим собой.
И самая главная беда нашего времени: мы не умеем ценить того, что имеем. Если мои "гонорары" мне не позволяют постоянно мотаться в Анталию и в Египет, я даже и не мечтаю о таких поездках. Так что счастливыми мы бываем гораздо чаще, чем думаем об этом. Жив, здоров и уже почти счастливый.
- Что нужно сделать на местном уровне, чтоб город стал привлекательным?
- Какой смысл высказывать подобные мнения. Мы же не в курсе всех проблем в коридорах власти. Может, там, на своих местах, люди и стараются что-то изменить в лучшую сторону. В городе много положительных перемен, и это, несомненно, радует, но ведь побелёнными и отреставрированными церквушками народ не удержать. Особенно молодёжь. На всю эту красоту ни что не мешает смотреть и из другого города. Приезжая, как я, в гости на короткое время. Вот об этом надо подумать.
Киносъемка: смеяться разрешается!
Наше интервью с Александром шло «кусками» - Карельский постоянно в бегах: времени катастрофически не хватает. Вот очередной эпизод:
«Пишу ответ на Ваш вопрос, касающийся интересной профессии. Да профессия, действительно интересная, но, размышляя сейчас, я ловлю себя на мысли, что не только и не столько профессия столько лет не отпускает меня из сферы кинопроизводства. Не малой составляющей той самой профессии является и то, что постоянно бок о бок работаешь с интересными, творческими людьми. С некоторыми приходилось работать неоднократно, в нескольких проектах. К счастью, таковых великое множество».
Где Родион, а где Александр?
Казусов на площадке случается много, вспоминая их уже после съемки, все съемочная группа обычно весело и от души смеется, с удовольствием рассказывая друзьям и знакомым о нелепых ситуациях и досадных оплошностях.
- В 1978 году руководством своего цеха я был закреплен через диспетчерскую студии за съемочной группой к/к «Москва слезам не верит» в качестве установщика декораций, - рассказывает Александр. Это означало, что я целиком принадлежал киногруппе и жил по их графику съемочного периода. Работалось легко и интересно. Но без казусов не обошлось. Все, думаю, с легкостью вспомнят сцену на Гоголевском бульваре, когда героиня фильма Катя Тихомирова (Вера Алентова) общается со своим горе-женихом Родионом Рачковым (Юрием Васильевым). При проявке пленки этот эпизод просто испортили, и длиннющий монолог героини предстояло переснять заново, но Васильева на тот момент не было в Москве. Оператору Илье (Игорю Михайловичу) Слабневичу пришлось выстроить кадр так, что от героя было видно только плечо. Дело осталось за малым – решено было надеть плащ на кого угодно. Не помню, кому пришла в голову эта идея, но плащ оказался на мне. Начались снимать. Вера Алентова, смотря прямо мне в глаза, говорит все, что она думает о Родионе. А меня всего трясет от волнения, мурашки по всему телу, то в пот, то в холод бросает…
- Стоп, - прерывает съемку Владимир Меньшов. – Не дрожи ты так, такое впечатление, что плащ на заборе висит.
После нескольких дублей я осмелел, сцену сняли. Но родные и близкие еще долго при просмотре фильма подшучивали: «иди, смотри, твое плечо показывают».
И чтец, и жнец…
- На самом деле, историй со съёмками в маленьких эпизодиках очень много, - рассказывает Александр. Иногда режиссёры умышленно идут на этот шаг, что бы таким образом снять на память еще и представителей съёмочной группы. Для зрителя это не заметно, а вот для создателей фильма приятно.
Так Александр «засветился» и в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби» - в воспоминаниях главного героя на голубятне с дочерью Александр участвует в похоронах деревенского глухонемого. Есть Карельский и в кинокартине «На Дерибасовской хорошая погода…» - там его образ – дама с саблей, которая во время танца разрубает карту мира.
- Сабли были настоящие, карта одна единственная, женщины отказались, пришлось мне, - вспоминает Карельский. – Все дружно покатывались со смеху, когда наряжали меня в косички и одевали по «полной программе».
- Самая северная точка съемок у меня Норильск, - продолжает свой рассказ Александр. – Тогда я поменялся с коллегой, который вместо меня поехал работать на Черное море: очень уж хотелось повидать городок и его окрестности. А самой южной отметкой был, скорее всего, Ашхабад. Мы снимали к/к «Сакман». Это был первый опыт работы в песках. И, пожалуй, самый запоминающийся эпизод работы с животными на площадке. История в фильме такая: герои сидят на телеге, мирно беседуют, а лошадь везет их по песчаной колее. Вроде бы ничего сложно го. Так и было в начале. Лошадь вела себя тихо и спокойно, шла куда и как надо… Пока не услышала звук работающей операторской камеры. На этом все хорошее закончилось. Животное ни в какую не хотело идти рядом с работающей аппаратурой. После долгих экспериментов с уговорами и рафинадом решено было использовать подручные средства. Повозку распрягли, за оглобли взялись почти все мужчины съемочной группы и поехали. Компания «бурлаков» с телегой вызывала всеобщий восторг - по сторонам происходящего люди покатывались со смеху, в том числе и сам автор этой пьесы, по которой снимался этот фильм.
А телевизор-то должен был работать!
Пресловутая сцена с телевизором во все той же «Москве…», когда Александра приходит из института, оказывается тоже результат казуса. Изначально, телевизор был рабочий, по сценарию. Однако, по вине реквизиторов техника оказалась неисправной (... точнее просто муляжом). Режиссер был в гневе, но все решилось как нельзя лучше… (... Ещё бы, все забегали как укушенные и то что надо было подготовить в недельный срок, сделали за считанные часы, могут же если захотят ))) Нам с электриком осталось только подключить и выжать из него хотя бы тех самых «МУХ» на экране, что и было в итоге …)
«Или вот был случай, когда в декорации "Общежитие" режиссёру неожиданно пришла идея снять сцену со свадьбой чуточку не так, как было запланировано по ранее сделанным раскадровкам, - пишет Александр в очередном письме. - Для осуществления нового решения требовалось существенное изменение декорации – необходимо было сделать в стене проем под дверь и накрытые столы как бы (переходящие ... ) должны переходить из одной комнаты через проем в другую. Я справился. Эпизод был снят. Вот они, те самые особенности моей профессии, когда в любой внештатной ситуации стремишься максимально её реализовать и помочь разрешению сложившихся трудностей, а не идти на поводу развода рук в стороны, что мол, не возможно и не реально. Причин можно придумать много, что бы оградить себя от лишних трудностей. Но весь парадокс и заключается в том, что именно в этих трудностях и кроется тот интерес к работе и тот огонёк, с которым ты всегда работаешь, желая во всём помочь. А если работать иначе, то лучше сразу увольняться со студии и не тратить на это время. Кстати, большая часть «киношников» это настоящие фанаты своего дела».
И розыгрыш уместен
Розыгрыши и шутки в актерской среде – явление вообще регулярное. Без этого просто никак.
- Дело было в Казани, шли съемки фильма «Три дня праздника», - рассказывает Александр. – Мы жили в одной из гостиниц города. Поздно вечером ко мне в номер постучались три школьницы с расспросами, о чем кино, кто снимается… Узнав, что я всего лишь (... рядовой постановщик)  декоратор, они стали просить меня рассказать им про артистов. Да что, говорю, про них рассказывать, вон в соседнем номере живут Радик Муратов (тот самый Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи») и Олег Марусев – они-то все про кино знают. Утром на съемочной площадке встречаю невыспавшегося Радика - он вообще по жизни шутник и просто позитивный человек. «Что случилось?» спрашиваю. «Какой-то нехороший человек нам на ночь группу туристов подкинул. Всю ночь им про кино рассказывали». Я молчу. Вечером пришли ко мне снова те самые туристы, автографами хвастали, печенья принесли, чай пили разговаривали… Одна дама из Сибири до сих пор иногда мне новости из своей жизни пишет.
Что нам дом построить…
«Вы спрашивали, что такое декорации в современном кино, - пишет Александр. – С удовольствием отвечаю.
Если выражаться простым человеческим языком, декорация – это прежде всего какое-либо сооружение временного характера. Так было во все времена. Разница только в том, как сооружаются эти постройки.
Сегодня материал и сложность декораций напрямую зависят от финансовых возможностей продюсерского коллектива. Надо отметить, что большинство кинокомпаний обходят стороной такие крупные концерны, как «Мосфильм», располагающие всем необходимы, поэтому создаются альтернативные варианты. Это, как правило, пустующие цеха крупных предприятий.
Обычно декорация состоит из бруса разного сечения, обшитого обычно гипсокартоном (он хоть и не очень практичен, зато малозатратен), либо ДСП. Окна, двери и прочие элементы декорации покупаются, как правило, на строительном рынке. На самом деле характер материалов для декораций очень разнообразен, все зависит от ставящихся художником целей. Сегодня купить можно все, что угодно. И чаще всего нет необходимости ехать куда то, что бы снять какую-нибудь экзотическую сцену. К примеру Африка в к/к "Охота на гения" – ни что иное как наш Ботанический сад: под пальмой соорудили шалаш, в котором Дмитрий Марьянов и Елена Ксенофонтова отыграли сцену в густых тропических зарослях. Естественно, сегодняшнее кино, точнее, его съемка сильно отличается от советского, когда основные детали декорации именовались «фундусом», разбирались и сохранялись на складе. Кроме того возводились специальные «леса», на которые устанавливались огромные осветительные приборы. При сегодняшнем развитии съемочной аппаратуры, зачастую нет надобности строить огромные декорации , достаточно профессионально установить освещение. (... в любом арендованном помещении, будь то это магазин или частная квартира)
После монтировки декорации к работе приступают бутафоры, электрики, сантехники и маляры - декорация меняется до неузнаваемости. Часто в декорации используется и работа живописцев». (К стати, зачастую реальность приходится воссоздавать и в павильонах студии, к примеру сейчас есть декорация тюрьмы на Мосфильме, так вот она вся выполнена из металла)
Елка или барабан?
Функциональное назначение декорации - создать иллюзию «жизненности». И здесь есть масса ухищрений. Все продумано до мелочей.
- Раньше фон за окнами делался живописцами вручную, - рассказывает о маленьких декораторских хитростях Александр. - На натянутых полотнах расписывались красками всевозможные виды. Сегодня эта методика практически ушла в прошлое и чаще применяются фото фона в виде огромных баннеров, которые натягиваются за окнами декорации. Если действие сюжета разворачивается в поезде, то за окнами такого «вагона» устанавливается вращающийся барабан, на который опять же натягивается баннер-фото природы. При грамотной операторской работе практически не заметно, что мелькает одна и та же картинка.
В общем, в кино можно создать любой эффект. Необходим водопад или просто дождик за окном? Пожалуйста! В полу всех павильонов существуют специальные люки, куда сливается вода.
Снег? Тоже не проблема - бутафорским «снежком» можно запорошить хоть весь павильон. Даже узоры на стекле нарисовать не составляет никаких проблем. Достаточно покрыть стёкла декорации специальным составом. Кстати зачастую для этого применяется обычный фиксаж из набора фото-химикатов в сильной концентрации. Для имитации настоящего холода за окнами декорации во время съёмок, при открывании дверей используются пиротехнические эффекты на базе сухого льда. Раньше для этого использовали керосин, но это не нравилось актерам и съемочной группе. Хотя в дыме после сжигания серы тоже мало приятного, но, к сожалению, пиротехники ничего нового тут не придумали. Кстати о холоде. Хочется сказать, что иногда приходится строить декорации на натурной площадке только для того, что бы был на экране реалистичный пар изо рта и от горячей пищи. Понятно, что в павильоне это просто не получится. Конечно, сегодня посредством компьютерной графики можно дорисовать всё что угодно, но это очень дорогостоящее удовольствие, поэтому картинку предпочитают снимать наиболее законченную, без каких либо дополнительных обработок.
О кино Александр может рассказывать и писать много – он знает о нем практически все. А вот посмотреть на то, что сотворил, получается не всегда:
- Многие фильмы, в которых есть мой труд, я просто не видел. Дело в том, что при монтаже и озвучивании конечный продукт зачастую выходит совершенно под другим названием. Порой дело случая, что удается посмотреть на свою работу.
Подготовила Елена ВОЛК
P.S. Вот и подобрался к последней строке. Не буду кокетничать, в целом всё понравилось и Вы меня поймёте на предмет уменьшения акцента о моей роли в кино. В самом деле, на площадке так много народа и все трудятся не меньше меня. Просто у каждого свои заботы и мы к сожалению порой видим только свои трудности. Это очень заметно на новичках в кино, тупо преследуя только решения своих целей. Те же кто в кино проработал больше тот непременно не только установит осветительный прибор, но и умудрится ещё и тебе доску придержать, которую ты пытаешься укрепить и держать одновременно. Площадка съёмочная буквально наводнена непрофессиональными людьми, страна практически перестала готовить специалистов, а от сюда и гастробайтеры и и отношение к работе соответствующее.
Вот и всё пожалуй. Посмотрим, что получится. Не скрывая своего интереса с нетерпением буду ждать результата нашего общения.
ПОКА ПОКА … как принято сейчас писать в инете ))))



Мне нравится:
1
Поделиться
Количество просмотров: 41
Количество комментариев: 0
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Рассказ
Опубликовано: 15.05.2020




00

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1 1