Вредная книжка
В чём только не обвиняли бедного автора! В смаковании сцен насилия. В поэтизации предметов дореволюционного быта. В том, что
его произведение мешает борьбе с брюшным тифом и другими инфекциями. В том, что
оно разрушает веру в коллектив…Режиссёр, взявшись за его творение, кое-что учёл. В результате старый сластолюбец не потерял головы, а всего лишь остался без обеда.
Где?
Монархия – мать порядка?
Было время – и
эту вещь предлагали запретить: дескать, монархизм. Вот дурь-то! При этой монархии средства связи – хуже некуда. И никакого понятия об экспертизе. А главное: всякая блажь – закон, не подлежит обсуждению. Есть там, правда, один герой: аргумент в пользу. Так это потому, что его отец демократично в народ хаживал. А в народе много чего. Да и кто поверит?
Вещь эту, во всяком случае, у нас любят – прежде всего, дети. Любят больше многого другого у того же автора.
Характер – нордический?
Доктор Геббельс, министр пропаганды при Гитлере, жёг вредные книги на кострах. Не знаем, была ли среди них
эта вещь, созданная в Германии. Могла быть: немцы показаны
в ней ничтожными людишками, не способными по достоинству оценить своих сотрудников. Даже те представители этой нации, чья профессия требует смелости и смекалки, оказались дураками и трусами. Им ли покорять мир? Непосильная ноша. А
эта вещь Россию покорила.
Диверсант
Этому итальянцу посвящено произведение, созданное в России XIX века, – небольшое, но известное. Можно при желании считать
его подпольщиком, который боролся за освобождение Италии от австрийских оккупантов, уничтожая их культурный потенциал.
Потомки, однако, протестуют.
Кто он, и что о нём написано? Творческий подход
Умели прежде у нас чужой опыт использовать творчески. Взять хоть Пушкина. Заглянул он в американскую прозу – вышло в стихах про царя Дадона. Немецкую почитал – вот вам стихотворение «Жених»: и складней, и правдивей, и загадочней. Детектив! А есть и получше вещи. Взять хоть эту. Целое обществоведение! Столько вопросов: «А почему так?.. А почему он?..» Можно главного героя с солдатами сравнить – нашими, чужими. В немецкой прозе – ничего этого. «Ему самому выгодно», – и весь сказ.
Что мы нашли у Александра Сергеевича? Тёзки«За что вы так обидели своего героя? – спрашивали известного русского поэта досужие эрудиты. – Вы назвали его в честь старорежимного буржуя».
Поэт оправдывался: он не знал тогда, что в прозе есть уже книга – одноимённая, однофамильная. А фамилия в обоих случаях говорящая.
Говорите – какая?«Дети, не будьте такими!»
Говорят, что при Сталине не было свободы слова. А между тем есть свидетельства: пионеров, тем более – октябрят в открытую призывали в те годы не брать пример с товарища Сталина. Были даже стихи написаны. Правда, имя Иосифа Виссарионовича не упоминалось.
О чём шла речь? «Вы жертвою пали»
1. Год 1937 – надо ли пояснять? Случайное совпадение или чёрный юмор товарища Сталина, только в том же году вознеслось
нечто такое, что можно счесть общим памятником в честь невинно убиенных.
Этот памятник в коммунистическом стиле видели все россияне. Могут видеть и сейчас, если телевизор работает – хотя бы первый канал.
2. И Ленин не был злопамятен: и царскую семью, и расстрелянных за чужие грехи заложников, и многих других он загодя увековечил в названии одной из площадей Петрограда. Со временем, однако, нашлись грамотеи вроде Льва Успенского. Послышались голоса: «Кому в таком случае памятники в Минске, в Киеве? Тем, кто воевал за фашизм?» Памятники в итоге остались, а площади вернули название прежнее, военно-космическое вместо революционного – того, что Ленин дал.
Какое – вместо какого?
ОТВЕТЫ
Вредная книжка Речь о «Мухе-Цокотухе» Корнея Чуковского и об одноимённом мультфильме
. (В последнем нет вампиризма, да и старичок паучок отделался испугом: комар саблей сносит крышку самовара, где тот спрятался.)
Монархия – мать порядка? Речь о пушкинской «Сказке о царе Салтане» (
где заглавный герой «стоял позадь забора», и в результате простолюдинка «для батюшки царя родила богатыря»). Характер – нордический? Это «Бременские музыканты» братьев Гримм
(Якоба и Вильгельма Гриммов): все знают сказку и мультфильм по её мотивам.
Диверсант Композитор Сальери (
Антонио, 1751-1828: легенда об отравлении им австрийца Моцарта – в основе пушкинских «Моцарта и Сальери», одной из «Маленьких трагедий»). Творческий подход «Сказку о рыбаке и рыбке». (
Написана по мотивам прозаической сказки «О рыбаке и его жене» братьев Гримм: в ней рыбачка продолжает исполнять супружеские обязанности, даже став по ходатайству мужа «римскою папою». «Жених-разбойник», другая их сказка, – в основе пушкинского «Жениха». В «Сказке о золотом петушке» – мотивы Вашингтона Ирвинга.) Тёзки «Василий Тёркин» (
роман Петра Дмитриевича Боборыкина и поэма Александра Трифоновича Твардовского: героев обоих произведений жизнь крепко потёрла).
«Дети, не будьте такими!» О курении. (
Сталин не скрывал своей привычки, что не мешало обличать юных курильщиков: например, в стихах Михалкова.)
«Вы жертвою пали» 1. Пятиконечные звёзды на башнях московского Кремля. (Установлены в 1937 году: такими звёздами, но не из стекла и рубина, увенчивались памятники коммунистической эпохи.)
2. Площадь Жертв революции – так было названо Марсово Поле. (
По ленинской логике, жертвы фашизма – это те, кто отдал жизнь за фашизм. Если же это не так, то и площадь названа в память пострадавших от революции.)