Чтобы связаться с «Василий Фомин», пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Ваш E-mail:Пароль: 
Запомнить

НЕСЕРЬЕЗНАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ.

НЕСЕРЬЕЗНАЯ ИСТОРИЯ
ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ.
От автора.
Уважаемые читатели!
Перед тем, как вы приступите к чтению, хочу честно сказать о некоторых особенностях сего опуса и, возможно, сумею отговорить от чтения.
Должен сразу предупредить, что вас несколько удивит то, насколько многие наши исторические личности не соответствуют общепринятому мнению. Не было в нашей истории шаблонных героев, не было стандартных кумиров и идолов.
И слава Богу! Историю нашу творили живые люди с уймой личных недостатков и многими достоинствами. Описание первых, наверняка, вызовет ненависть у патриотов, а упоминание о вторых возмущение у западников. Искренне на это надеюсь, потому что мне нравится, наша история в том виде, в каком она есть и, посему, автор не вылизывал первое и не приуменьшал второе. Не будет позолоченных кумиров – не будет и разочарования, когда слетит позолота. Но и дерьмом, извините, туда, в наше прошлое, тоже кидать не надо. Его там и без того хватает и ничего в этом унижающего нацию нет – у всех народов история такая же. А личность ничтожная, зачастую, оказывает на ход событий большее влияние, чем личность выдающаяся.
Это было «во-первых».
Во-вторых, - книга написана не вполне литературным языком. Нет-нет, сразу же разочарую – и не матом. Автор употребляет, ну, скажем, «разговорный» язык. Так что не удивляйтесь некоторым оборотам речи и словосочетаниям.
В-третьих, - автор ничего не придумал от себя, а там, где начинаются его личные предположения, он честно об этом предупреждает. Другой разговор, что исторические факты зачастую опровергают друг друга. В этом особенность истории как науки.
Если не переубедил, то милости просим.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. СИНДРОМ ФРЕКЕН БОК.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВАРЯГИ.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОЛЬГА СВЯТАЯ.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИДУ НА ВЫ.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РАСПРЯ НОМЕР РАЗ.
ГЛАВА ПЯТАЯ. КРАСНО СОЛНЫШКО.
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ СТОЛА
(РАСПРЯ НОМЕР ДВА).
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОЧЕНЬ МУДРЫЙ ЯРОСЛАВ.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МСТИСЛАВ ХРАБРЫЙ.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ВЫДЕРНИ СТОЛА (РАСПРЯ НОМЕР ТРИ).
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ВНУК БАЗИЛЕВСА.
ПОСТСКРИПТУМ.




КНИГА ПЕРВАЯ. РУСЬ КИЕВСКАЯ

.
ВВЕДЕНИЕ. СИНДРОМ ФРЕККЕН БОК

Кто только не писал об истории России. Особенно за последние 20-25 лет.
И особенно о прошлом столетии.
Писали коммунисты, писали демократы, писали либералы и всякие другие политики, так же журналисты, иногда, но реже, историки, любят пописать (иначе не назовешь) явные предатели Родины и враги народа.
В общем, кто только не писал, в том числе и всякая шваль.
Вот я и подумал – а я-то чем, собственно, хуже?
Теперь моя очередь.
Или кто еще высказаться хочет? Нет больше желающих?
Ну, так слушайте меня, ибо я слушал и читал вас всех долго, терпеливо и внимательно и понял – ну и … ну, вы помните бессмертные слова.
Еще меня подвигло к этому деянию полемика по поводу учебника истории – как же, ж его, болезного, написать?
Судя по большому крику вокруг этой темы, я сердцем чувствую и прочим своим организмом, - опять напишут полную хрень, ибо выбирают - кому надо своей историей угодить или как угодить всем. Если какой-то группе еще угодить можно, то последнее – угодить всем – в принципе невозможно.
Вы, господа, это серьезно? Вы и вправду не знаете? Тогда знаю я. И я вам сейчас отвечу. Я не Явлинский, который согласен открыть тайну спасения России не иначе, как только с поста президента, а, значит, не знать нам этой тайны вовек. Все - пропала Рассея (впрочем, пока с небосклона пропал только Явлинский).
А я вот возьму, да поделюсь.
Как угодить всем? Да никак. Граждане, история не может «быть» такой или не такой, так как она уже была! Или, если хотите, она уже есть. Такая, какая есть и другой уже не будет. Другая может быть только дальше, а это, отчасти, зависит от того насколько точно мы знаем ту, которая уже у нас есть.
Как написать историю? Очень просто – напишите, как было. Напишите, как все было.
Поскольку главный камень преткновения век двадцатый, а еще точнее правление Сталина, то напишите имеющие место быть факты.
Вывела ВКП(б), во главе со Сталиным, государство в мировые лидеры? Вывела! Нет возражений? Так и пишите и подождите визжать! Как можно … такой ценой … визжать, говорю, подождите. Дойдем и до цены. Всех оценим и всем ценник повесим. На большой палец ноги. Но что поделать – не можем мы оставить покойников в покое, хоть и стали все, повально, верующими, а, следовательно, должны бы уповать на суд божий и верить, что каждому воздастся по деяниям его.
Были репрессии? Были. Вот и записываем – были.
Была внутрипартийная борьба? Безусловно. Почему не написать? Почему не описать.
Почему грызню, во время французской революции и массовые не репрессии, а казни, мы изучаем, а ту же ситуацию в своем государстве считаем чем-то совершенным варварским и диким. Это дикость, но остальные-то ничем не лучше были. Мировая история, от нашей, ну ничем не отличается.
Кто учился в СССР, наверняка, помнят, что самый нудным предметом была история КПСС. Вот такую историю писать не надо. А ведь на самом деле история коммунистической партии это бестселлер, триллер и хоррор – ее читать будут запоем. Напишите все как есть, и ваш учебник будут раскупать как художественный роман. Может еще и для школы не хватит.
Еще раз повторяю, специально для наших депутатов и чиновников, мировая история ничем таким кардинально, от нашей истории не отличается и хватит прививать комплекс неполноценности нашей молодежи. А то уже некоторые, кипятком писающие, при слове «олигарх», называют свой народ «генетическим быдлом». Из этого, кстати, по логике, следует, что быдлом оно и сказано.
Между прочим, это быдло оценил один американский президент, сказав, что Америка проиграла войну за школьными партами. Какой президент? Хороший президент, умный, храбрый, образованный ( умный и образованный не одно и тоже). Джон Фитцжеральд Кеннеди. Какую войну? Холодную. Да, было время когда, по признанию самих американцев, мы гонку вооружений выигрывали.
Итак, главные камни преткновения для историков – Ленин, Сталин и Советский Союз. Что о них писать? Все.
Для меня так более спорной фигурой является царь наш батюшка Николай Второй. Он уже и мученик, он уже чуть лишь не святой.
Основанием для причисления к мученикам послужил его расстрел.
Вообще-то, расстрел смерть совсем не мученическая, а быстрая и легкая, если смерть бывает легкой. В любом случае это не сожжение гуманным способом, без пролития крови, на костре, не прибивание кованными гвоздями к кресту и де посажение на кол.
Что сказать тогда о Петре Третьем и Павле Первом, которых здоровенные гвардейцы (дворяне!), забили пинками до смерти. Первого, правда, вроде вилкой закололи ( до сих пор считалось, что это зековское ноу хау), а второго очень долго пинали в ребра и голову. Причем с подачи родного сынка. Вот это смерть мученическая.
Что сказать о неизвестном большинству россиян Иоане Антоновиче. Чистой воды мученик. Двадцать лет в заключении, закончившиеся убийством. А виноват лишь в том, что родился царем. А на смерть его осудила общепризнанная благодетельница государства нашего – Екатерина-матушка.
Что касается последнего царя, то смерть его была предопределена. Ну не оставляют в таких случаях царя в живых. Англичане не оставили, французы не оставили. Хотя могут и оставить – немцы, например, своего Вильгельма оставили. Собственно, может и нашего бы не расстреляли, но была угроза освобождения его армией Колчака.
Лично мое мнение – расстрел царя, конечно же, убийство, ибо не было суда. Заслужил ли он смертный приговор? Должен разбираться суд. По моему, личному, мнению – вполне, по делам его. Но причислять к мученикам, личность, прозванную в народе Кровавым, по меньшей мере, дурной тон. Даже Ивана Четвертого, обвиняемого во всех смертных грехах, прозвали не Кровавым, а Грозным, да и то после смерти, да и то в кругах боярских и церковных, а для народа он остался Иваном Васильевичем.
Что касается расстрела царевен и царевича Алексея, то это уже чистой воды злодейство. Царевичу и так жизни было отмерено немного, а царевны вообще не при чем. Кроме того очень красивые девушки и весьма скромно воспитанные. И поднялась же рука! Впрочем, мерзавцев для грязного дела, всегда не было проблем найти. Вне зависимости от цвета и вероисповедания. Но даже в той команде были отказавшиеся. И, думаю, что именно по причине присутствия ребенка-царевича и девушек-княжен. Царицу расстреляли бы с большим удовольствием, чем самого Николая – очень уж не любят у нас, на Руси, первых леди норовящих вылезти поперед батьки в пекло, то есть законного супруга. А царица Александра лезла везде, где можно и еще, вдобавок, куда вообще нельзя. Сам по себе Николай был не такой уж и мямля, как его иногда пытаются представить, а вот женушка ему авторитет подпортила. Я, кстати, еще одну такую пару знаю. Для себя она закончила, правда, не столь трагично, но для государства … короче картина повторилась в совершенной точностию
Впрочем, достаточно отвлеченных разговоров, пора взяться за нашу историю. Для кого-то постыдную, для кого-то великую. Кое для кого и ненавистную.
Возьмемся за темное прошлое славянских племен. Как говорят украинцы – да з видкиля, ж вино такэ взялось.
Разумеется, не на ровном месте и не по божьему соизволению явились в мир славяне. Не было – не было – вот здрасьте! Явились, откуда не ждали.
Каким-то образом племя сие образовалось и совсем недавно, пожалуй, самым последним их всех этнических рас.
Но, как и от каких народностей?
Кто-то говорит о динлинах, пришедших из Китая, якобы светловолосых. Но это история далекая и смутная и какие-либо аналогии проводить бессмысленно. Если кому очень хочется, то пусть так и считает. С Востока, вообще-то, много народа понаперло за многие тысечалетия.
Чаще, как возможных предков поминают еще более далеких скифов.
Надо признать, что чаще поминают сами русские. Это и понятно – народ смелый, воинственный – мало того, что занял всю территорию степи, так еще и в Азии жути навел. И не в дикой центральной, откуда они, собственно и явились, а в самом центре цивилизованного мира, того времени, - Передней Азии.
Да, да, в свое время мидийцы и халдеи призвали их для борьбы с Ассирией – самым сильным государством и самой передовой армией того мира наводившей ужас на всю Азию своей дисциплиной и изуверской жестокостью. И гордившейся этой жестокостью, по крайней мере, множество ассирийских изображений это подтверждает. Не будем перечислять посаженных на кол и посаженные на кол многочисленные головы и содранную кожу. Достаточно упомянуть идиллическую картину – ассирийский царь, со своей царицею, сидит в тенистой беседке, вкушают яства и запивают их вином, любуясь … головой побежденного царя венчающей обеденный стол.
Вот лично мне, отрезанная голова хоть даже Гитлера, на обеденном столе аппетит все же слегка подпортила бы. А тут дама за обе щеки трескает и ничего. Хохочет даже.
А один из ассирийских царей въехал в свою столицу в колеснице запряженной пятеркой … царей – вот это был, пожалуй самый шикарный царский выезд.
Ассирийское войско никогда не довольствовалось победой на поле сражения – оно стремилось уничтожить войско противника полностью и поэтому преследовало разбитого врага очень долго. Пока было кого преследовать.
Так вот скифы справились с непобедимым ассирийским войском в течении одной кампании.
Мидия и Вавилония праздновали великую победу.
Но, немного рановато.
Скифы, слегка ошарашенные богатством азиатских государств и прикинув, что силы равной им не существует, решили остаться. – типа, нам здесь нравится – мы будем здесь жить!
Собственно, их никто и не звал – они явились сами, преследуя киммерийцев, а тут весьма кстати война, ну они и наваляли непобедимым ассирийцам по первое число.
Только они успели рассовать по карманам мидийско-вавилонское злато-серебро, как к ним явились ассирийские послы, заманчиво позвякивая чем-то в тяжелых переметных сумах … пришлось разворачивать коней
… только успели засунуть за пазуху прохладные желтенькие кружочки, как явились мидийские послы … ну, что, ж тут поделать – опять развернулись в обратную сторону.
… на сей раз скифы не остановились на полумерах, а доскакали до самого Египта. Разумеется, из чисто познавательного интереса – я чё там дальше?
В Египте, в те далекие времена, золота было как грязи и поэтому, когда фараон Нехо прислал свои подарки – берите, гости дорогие, только ради всех богов уходите – скифы озабоченно почесали затылки – как же это все нам унести или, хотя бы, приподнять.
28 лет они бельмом висели на очах победителей, ибо требовали то того, то сего, то вон ентого. Ни к какому государству не принадлежа, плюя на все границы и хапая то, что понравилось и еще постоянно требуя «немножко денег» за воспоможение, дескать, «люди мы не местные …».
По-моему первый аргумент в пользу скифской теории происхождения славян от этой древней «братвы».
В конце концов, настолько они достали мидян, что царь пригласил к себе на пир всю верхушку скифского войска и с таким почетом их встретил и так радушно их угощал, что вожди надрались до поросячьего состояния, после чего их благополучно перерезали.
Вот это второй, и самый сильный аргумент, считать скифов нашими предками. Кто еще может нажраться до беспамятства в чужом стане? Да еще без всякой опаски о последствиях. То есть, хитрости ноль, бесконечное самомнение и … и пьянство не порок!
Этот случай будто один к одному списан с другого уже чисто русского.
В свое время новгородские ушкуйники – это такой гибрид купцов с разбойниками – проплыли на челнах от Великого Новгорода, до самых низовьев Волги. Во всех русских городах бесчинствовали, грабили, девок портили и в полон забирали. Надо сказать, что золотоволосые и синеглазые славянские девушки очень ценились на восточных невольничьих рынках. А что они с ушкуйниками одного роду-племени, то им это было фиолетово. Товар как товар.
С пленными, и прочим барахлом, приплыли к городу Берке – Сарай …
Ах, да! Совсем забыл сказать – достойное событие сие происходило во самые мрачные времена монголо-татарского ига. А ушкуйникам на это было –тьфу и растереть! И сколько бы параисторики, особенно иудейского происхождения, не вопили о вековом страхе русских перед татарами – чушь это полная. Вот дебильная бесшабашность - это наше. Например, автор не чувствует никакого генетического страха перед татарами, а только добродушное снисхождение – живите татарове – вы часть нашей истории. Куды, ж без вас? Но, вот чего-то именно евреям неймется – боятся, русские татар, боятся! Уймитесь. Наша беда в том, что мы, по-моему, вообще ни хрена не боимся, потому и получаем всегда, для начала, в морду, ну, а уж после – вставай страна огромная! И так наваляем, что долго все помнят.
Так, вот, - уселись они напротив ханского дворца и продолжили свои незатейливые развлечения. Пьянствовали, дрались с татарами – короче дебоширили и унять их не было никакой возможности.
Понятно, что у хана огромное войско, но вот ведь беда – ни летом, ни осенью, ни зимой и ни весной оно не находилось в столице. Монгольское войско – кавалерия и оно должно круглый год находиться в степях переходя с летнего пастбища, на осеннее и так далее. И что бы начать с кем-то войну его необходимо предварительно собрать. На что требуется время.
Охрана у хана, нукеры, конечно же, во дворце была, и попыталась навести порядок, но ушкуйники взяли в руки по здоровенному веслу и сказав – А ну геть, звитселя! Не вишь, гуляем ныне, морда косоглазая!
Так и торчали неделю, а бо две, перед дворцом самого могущественного правителя мира. Пока не прислал им сам хан «от чистого сердца и в знак уважения» танцовщиц, что не важно, и вина немеренно. А вот это очень важно. Что сделали ушкуйники, догадается и ребенок. Правильно! – перепились до умопомрачения, после чего ханские нукеры аккуратно перерезали каждому горло.
Как вам совпаденьице? Та же нахрапистая наглость, та же уверенность в безнаказанности, абсолютное отсутствие малейшего анализа ситуации и … и пьянство не порок. Нет, ну это надо было нажраться до потери пульса в столице монгольского хана! Где и трезвому надо чудеса хитрости и изворотливости проявлять, чтобы на Святую Русь с головой на плечах явиться.
Единственное различие между этими двумя событиями – это почти 2 тысячи лет времени. А так один к одному.
Конечно, все это слабенький аргумент, но более такого случая в истории я не припомню, - разве что, то, что учудила египетская царица Нейтикерт.
Кстати, скифы все-таки мидийцам довольно-таки жутко отомстили.
Часть их нанял мидийский царь для обучения знатных юношей охоте и воинскому делу и однажды, отправившись на охоту, скифы перерезали всех юношей, разделали как дичь и привезли под видом добычи мидийцам. Убедившись, что те отведали своих потомков, пожелали приятного аппетита и ускакали обратно в причерноморские степи.
Против скифского родства говорит только одно – скифские изваяния(бабы), имеют явно монголоидные черты, но …
Изображения скифов на разнообразных предметах обихода, показывают нам длинноволосых, бородатых мужчин, с длинными носами, одетых в штаны и шапки весьма похожие на шапки русских крестьян. В общем, абсолютно европеоидного типа.
Кстати, имеющаяся реконструкция головы скифской женщины являет собой чисто славянский тип. Почему именно славянский, а не какой-то еще европейский? Да, потому что отличаются славянки от, скажем, германок. Хотя бы слегка пухлыми щечками и ямочками уголках рта, словно всегда чуть улыбаются. А вы говорите – Джоконда. У славянок гораздо более загадочная улыбка, по крайней мере, обаятельней весьма недоброму прищуру глаз и улыбке Джоконды.
Аргумент, что скифы народ кочевой, а славяне, сплошь оседлый, тоже критики не выдерживает. Скифы были и скотоводами и землепашцами. И степными и лесными.
И даже самоназвание скифов –«сколоки» имеется в названии славянских племен.
Конечно, на этой территории и ранее жили люди и освоена она с незапамятных времен. Например «культура боевых топоров» насчитывает более 5-ти тысяч лет, следы ее смеются в Подмосковье, например в селе Теряево. Так что, когда строились великие пирамиды, у нас уже была своя цивилизация, кстати, занимавшая очень большую площадь, практически всю Европу. Единственно чего в этой цивилизации не было, так это государства.
Прошли по причерноморью готы, затем ушли на Запад теснимые гуннами, затем и гунны ушли вслед за ними, и все это откладывало свой отпечаток на формирование народности названной затем славянами. И венгры проходили по этим местам и болгары.
Причем здесь венгры и болгары? Может быть многие знают при чем, но, возможно, для большинства, я открою Америку – венгры в Европу пришли из Сибири и язык их в Европе стоит особняком – их никто там не понимает, обо они угро-финские племена. Что касается болгар, то это народ чисто тюркского происхождения. Но, осевший на территории дунайских славян, полностью ассимилировавшийся с ними и даже заговоривший на славянском языке. А были они нашими соседями на Волге, где у них существовало мощное государство – Булгар. Которое, кстати, единственное нанесло жестокое поражение непобедимому полководцу Чингисхана – Субудею – единственное его поражение. Вот эти булгары и есть основа казанского татарства. Конечно плюс все, что из Азии и Кавказа стянулось. А часть «черных булгар» ушла за Дунай, где за пару сотен лет стали … славянами.
Первое упоминание в византийских летописях о славянах относится к 6-му веку нашей эры. Они именуются антами, венетами и, внимание! – сколоками, то есть скифами.
Однако об антах и сколоках еще в 4-ом веке до нашей эры писал сам отец истории Геродот и называл именно территорию будущей Руси, а это, как мы помним территория скифов.
Византийский историк Прокопий Кесариец описывал уже венетов, антов и сколоков уже довольно подробно, упирая на то, что живут сии народы в народовластии и все вопросы решают на общей сходке – вече. То есть, по нонешним временам, народным референдумом. Здорово – не правда ли! Решили все вместе – и не на кого валить все беды – сами решали.
Я предложил свой вариант – считать предками славян скифов, по крайней мере считать, что солидная доля скифской генетики передалась славянам.
Не нравится – не считайте. История странная наука – в ней переплелись мифы, легенды, и действительные факты. Отделить их подчас трудно, но возможно. Когда – нибудь все встанет на свои места.
По крайней мере я привел кое какие аргументы, в отличии от некого юмориста затеявшего спор с профессиональными историками. В итоге, ученые порвали его как Тузик грелку, на что юморист, во время спора водивший носком по сцене, и молчавший, после заявил, что он не стал с ними спорить. Да, ты, дорогой, и не мог с ними спорить по причине полной необразованности в этой области. Не надо было голословно заявлять, что русским городам … - сорок тысяч лет! Вот так вот на пустом месте и сорок тысяч лет. Сорок тысяч лет назад кроманьонцы еще добивали последних неандертальцев. И покажите мне, то деревянное строение, которое простоит сорок тысяч лет и не превратиться в труху.
Тем более уже потом, после спора, когда противника перед тобою нет, не надо кидать в их сторону калом. Дурно пахнет, дорогой.



ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВАРЯГИ
Самый больной вопрос для русского человека и самый сладкий для русского интеллигента.
Русскому человеку до соплей обидно, что он такой ни на фиг не способный, что пришлось позвать «умных» варягов, для управления собою.
Интеллигенту мысль очень нравиться, потому как он считает, что народ русский и действительно быдло, и нуждается в управлении, а то такого наворочает. Хотя «наворачивает», как правило, интеллигенты, только потом, выпустив джина из бутылки и разрушив государство се сваливают на «быдло».
А, кроме того, скажу всем, но под большим секретом, - русский интеллигент до ужаса боится своего народа. Поэтому он, в случае небольшого катаклизма, тут же бежит на запад. Запад это для него Эдем, Элизиум и просто рай. Ему очень хочется туда, хоть он и пальцем не пошевелил для того чтобы создать этот рай. А ведь он создавался большой кровью, нечеловеческими страданиями, тотальным истреблением инакомыслящих и прочими зверствами, но он уже готов и интеллигент просто молится на него. Заплатить такую цену и построить тоже самое в своей стране – увольте – я хочу сразу туда.
Впрочем, я отвлекся. Разговор о варягах.
И первое, что я хочу сказать – да, перестаньте вы комплексовать, по поводу варягов! Эка невидаль в историческом разрезе!
Во многих странах у престола, до сих пор, пришлые династии. И ничего – живут и не стыдятся.
Примеры?
Да, ради бога!
Возьмем, в качестве примера самую заносчивую нацию в мире. Ну, исключая может быть чукчей, в языке которых, людьми именуются … только чукчи. Все остальные не люди! Впрочем, у северных народностей у многих имеется такая слабость – люди это только те, что принадлежат к их племени. Правда либеральные чукчи после долгих раздумий признали людьми и русских. Но людьми, которые должны приносить им чай, табак и прочие товары народного потребления.
Кстати, вам известно, что Российская империя два года воевала с чукчами? Наверняка неизвестно. Но, об этом я расскажу немного позже. Весьма занятная история.
Самая заносчивая нация, после чукчей, управляется пришлой династией. Я имею в виду англосаксов.
Никогда не слышали выражения – английский язык это сильно испорченный французский. А это выражение знает любой студент иняза изучающий французский язык.
В свое, время Гастинского сражения, англосаксы были завоеваны франкоговорящим народом и весь королевский двор и, практически, все дворянство, говорило на французском, ни бельмеса не понимая на языке завоеванного народа.
Так все намного смешнее и чуднее. Вы думаете, что это франки завоевали Англию! Ага! Сейчас! Англию завоевали норманны, которые перед этим отбили часть территории у франков и назвали ее Нормандией.
Надо ли объяснять кто такие норманны? Если надо, то варяги. Они же викинги.
Так вот, самая гордая нация на земле (я опять опускаю чукчей) имеет правящую династию и основу дворянства из варягов. И этот факт не оспаривается ни кем из историков. Потому что была битва при Гастингсе в которой погиб сакский король Гарольд и разбито сакское войско. Хоть один англичанин по этому поводу переживает? Ведется ли дискуссии , - а не позорно ли сие для нации в целом. Не говорит ли это о том, что английский народ совершенно бестолковый и не способен к самоуправлению? Я не слышал. Ну, попробуйте сказать это какому-нибудь англичанину, а лучше англичанам принявшим пинту-другую пива в пабе.
Кстати, многие англичане с гордостью причисляют себя именно к саксам, а не к норманнам, несмотря на то, что они проигравшая сторона. И битву в которой проиграли, считают одной из славнейших страниц своей истории. Вот так вот – надо уметь гордиться и своими поражениями.
Мало? Единичный случай?
Пожалуйте дальше в дебри истории.
Вот вам еще одна из самых гордых наций, в аккурат между чукчами и англосаксами. По-крайней мере с большим гонором.
О поляках речь.
Прервалась у них первая королевская династия Пястов. Мужская ее часть и осталась королева Ядвига. Выбрать короля из своих - это шляхте было невозможно. Почему его? Почему не меня? И призвали они на польский трон, даже не короля, а великого князя. Великого князя литовского Ягайло.
Да, да! Того самого, что не успел к Куликовской битве. По некоторым данным и не спешил успеть. Да и зачем, в самом деле? Он номинально считался союзником Мамая, но с Мамаем, и вообще с татарами, у литовцев проблем было море. Помогать ему завалить русского медведя … а дальше что? Только большая головная боль. Пусть ка они – русские, да татарове кровянку друг другу пустят, желательно посильнее, да побольше, – Литве от этого только сплошное удовольствие и большой профит.
И ведь правильно рассудил подлец ( это я благожелательно) – татары после этого забились в Крым и только изредка выскакивали оттуда в набеги. А русские еще долго не могли оправиться от исторической победы. По крайней мере Тохтамыш вскоре разорил Москву и пришлось Великому князю Дмитрию Донскому бежать из нее опрометью. И дань, кстати, опять выплачивать.
Так вот Польша не побрезговала возвести на престол чужеземного князя и поимела, от этого, много выгод. Во-первых, она перестала быть Польшей, а сразу стала Речью Посполитой, то есть перешла на совершенно другой уровень. И поляки, по этому поводу, ну ни капельки не переживают и не комплексуют.
Так тем дело не кончилось.
Через двести лет умер последний король крови Ягеллонов – Сигизмунд Второй. Наследников мужеского пола в наличии не оказалось. Остались две его сестры Катерина и Анна Ягеллонки. Катерина отпадала, поскольку тогда надо вместе с ней сажать на трон ее супруга. А поляки они же гордые. Королевой, соответственно должна стать Анна. Короля бы, где найти.
Но поляки не только гордые и гонористые – они еще и умные и, по сему, проявили чудеса мудрости.
Они королеву выставили на аукцион. То есть объявили конкурс на вакантную должность короля. И, знаете, отбоя не было от претендентов.
Кстати, и царь наш батюшка, Иван Васильевич, подал свое резюме. Правда, по характеру крутому, выставил такие условия, что его кандидатуру отклонили, хоть и было среди польской шляхты немало его сторонников. Но, хоть уже и разогнал к тому времени, Иван Васильевич, опричнину, видимо, свежи еще были воспоминания, как царь с боярами своими разобрался, да тут еще и Курбский жути на поляков нагнал рассказами об русских ужастиках на ночь.
А жаль!
Образовалось бы огромное и мощное государство, под единым управлением. На то, кстати, и рассчитывала про-русски настроенная шляха – всех уже достали крымские татары и постоянный напор Блистательной Порты на запад. Была возможность остановить все это на два века раньше. Причем и Иван Четвертый этого хотел и Речь Посполитая о том мечтала.
И как знать, может и не было бы сейчас дикой ненависти и вражды между славянскими народами, если бы объединились еще тогда в средневековье.
В битве-то при Грюнвальде вместе же стояли – и поляки, и русские, и литовцы.
Через малое время госпожа история изволила сделать гримаску – уже русские звали на российский трон польского короля или, хотя бы, королевича. Вот из этой затеи как раз ни черта не вышло, ибо уж шибко по-разбойничьи повела себя шляхта, а особенно братья украинцы во главе с гетманом Сагайдачным. Это теперь они утверждают, что Россия всегда была агрессором, а Украина никогда ни на кого не нападала. Та не смешите, ж мои тапочки! Жестокостью еще и ляхов превосходили.
В общем, выбрали поляки манерного Генриха французского. Впрочем, далеко не сразу. Первое посольство вежливо попросили удалиться восвояси. То есть, по-русски, говоря – получили гарбуза, мсье французы.
Прибыло второе посольство и долго разводило европейский политес. Поляки ломались и кривились. А дело было в том, что Варфаламеевская ночь, случившаяся в аккурат накануне сватовства, произвела на польское общество шокирующее впечатление. А принц Генрих, родной сын Екатерины Медичи и родной брат Карла Девятого, провернувшими сие мероприятие, по зачистке инаковерующих, во славу престола Святого Петра.
Кстати, еще один человек выразил по этому поводу искреннее возмущение и неподдельное негодование. Вряд ли догадаетесь кто.
Да, все тот же Иван Васильевич!
Может, даже, в сильном раздражении, и пришиб кого из подвернувшихся под руку, но истории об этом ничего не известно.
Уломали-таки поляков на Генриха, все-таки королевских кровей. Да и эммисары уверили чувствительных поляков, что Генрих в ночи той не участвовал и тоже, вроде как бы, осуждал. Или обсуждал. Быстрее всего последнее, но полякам впендюрили первый вариант.
Сам Генрих на поляков произвел шокирующее впечатление. Как и Варфаламеевская ночь.
В первую очередь, шокирующее, но самое положительное, на дам. Европейской галантностью и чудными нарядами.
И довольно-таки скептическое на польскую шляхту – тем же самым. Не считали шляхтичи, половину жизни проводившие в боях, что мужчина должен выглядеть так расфуфырено. А насчет галантности, то поляки и сами кого угодно поучить могли – не в лаптях чай ходили и сопли рукавом не утирали.
Пани срочно шили платья по французской моде, паны чесали затылки.
На Генриха Варшава тоже произвела неизгладимое впечатление. Тоже шокирующее. В Варшаве была, о, святое чудо! - канализация! В просвещенной Франции о таком и не слыхивали.
Во Франции все вельможи, не исключая и особ королевского звания, пардон, ходили или в камин или в горшки, которые опять-таки вываливались либо в камин, либо, в подсобное помещение, либо на улицу, либо, в лучшем случае, в Сену. Это уж как у обслуги левый мизинец на правой ноге захочет. Короче, полный шарман!
Однажды, мне, право, не удобно об этом говорить, но горшок с, пардон, дерьмом, с вывернули на голову королю Людовику 11-му. Король сей имел нравы простые и частенько шлялся по Парижу безо всякой свиты, ну вот и … оказался не в то время и не в том месте. Впрочем, имел место и положительный момент – Людовик издал специальный указ, обязывающий парижан кричать, в сей пикантный момент – берегись!
Короче, вскоре во Франции умер Карл Девятый и перед Генрихом открылась прямя дорожка на французский трон, пусть и без канализации. И он по-тихому свинтил из Польши.
Жениться на Анне Ягеллонке, он толи не успел, толи забыл. Ради исторической правды скажем, что Анна была намного его старше и далеко не красавица. Но она была королевой и все эти незначительные мелочи можно опустить. Знаете, что самым большим, просто потрясающим, успехом, у женщин пользовался один из самых невзрачных, я бы сказал, уродливых мужчин. Они от него просто визжали в восторге, а мужик имел 1м. 54см. роста, маленькие кривые ножки, брюшко и несоразмерно большую голову. Кто это? А вот не скажу. Не хочу лишний раз обижать французов, хоть к ним он имел весьма косвенное отношение. Жители его родного острова французами себя не считают.
Вернемся к полякам.
Перед поляками опять встал вопрос престолонаследия. Хоть бы этот самый Генрих переспал бы пару раз с королевой Анной и там уж как-нибудь поляки нашли бы выход из ситуации. Но, увы!
Однако, не долго сумняшися, они просто взяли одного из бывших претендентов и предложили ему королеву Анну и трон Речи Посполитой.
Претендент, правда, был не царских кровей но, владетель Трансильвании, что уже не мало.
Стефан Баторий. Он не стал чиниться из-за прошлого отказа, ну, еще бы он губы надувал. Пришел и сел. И началась длительная конфронтация Польши с Россией.
Кстати, по национальности Стефан Баторий чистокровный венгр и родной дядя знаменитой Элизабет Батори, прозванной Кровавой. Странно, что дядя не посчитал нужным ничем помочь племяннице, хотя все обвинения против графини были, так сказать, вилами на воде писаны.
Так не хотите ли посчитать, сколько капель польской крови несли в венах и артериях польские государи? Так посчитайте литовскую и венгерскую. Кто теперь считает, что немецкая кровь русских императоров это позор для государства?
Впрочем, намного меньше, если посчитать неофициально.
Однажды император Александр Третий спросил – от кого же на самом деле родила Екатерина Вторая Павла. Ему, помявшись и опустив глаза долу, ответили, что достоверно неизвестно, но быстрее всего от графа Салтыкова. Император страшно … обрадовался – Слава Богу, значит, есть во мне хоть часть русской крови!
Быстрее всего это правда, ибо видя полное пренебрежение Петра Третьего к свое супруге, матушка – государыня Елизавета намекнула Екатерине – вы там со своим Петрушкой как хотите, а чтоб наследник мне был. И как можно скорее. Возможно, и сама императрица Салтыкова и подсунула в качестве принца-консорта.
И французов не угнетает морально, что ими, фактически, правила итальянка Екатерина Медичи, совсем не королевских кровей особа, пролившая столько французской крови, что больше смог пролить только французский император Наполеон, родом тоже вовсе не француз.
Китай еще можно упомянуть, где последние полторы тысячи лет правили все кому было угодно, только не чистокровные китайцы Хань. И киданьская династия, и чжурдженьская династия, и монгольская, и манчжурская и японцы чуть было не подгребли его под себя. Стал Китай менее великим? Ну, да, они от них избавились. Так и мы от рюриковичей избавились. Сплошные славяне остались. Вам от этого стало легче?
Дальше продолжать, или достаточно?
По-моему достаточно.
Так что были призваны варяги на Русь, не были они призваны это дело второе. Так же, как спор о том, брал Ленин деньги у германского генштаба или не брал, словно от этого зависела судьба России и революции.
Позвали, так позвали, сами подлостью влезли, значит влезли, не звали, ну, так, не звали. Сами дури столько наваляли так, что не перечесть.
Но, все же давайте попробуем разобраться с Рюриком.
Попробуем проанализировать некоторые смутные факты.
Есть норманисты, есть славянисты, как понимаете, первые доказывают, что государство на Руси создали варяги, вторые, как понимаете, убеждены, что и сами мы не лыком шиты, чтобы звать еще голь перекатную какую-то со стороны.
Споры начались эти еще в восемнадцатом веке, когда в академии сидели немцы и пара-тройка русских. Думаю, не надо даже пояснять, кто нам русским объяснял, что мы есть быдло неспособное к управлению.
Ломоносов по этому поводу даже кому-то в личность морды десницею усугубил. Принимая во внимание размеры академика и северную силушку, я, думаю, он оппонента убедил. Временно.
В суд на него все-таки подали. На Михайло Ломоносова, естественно.
Но это все споры и спорят до сих пор. Нужны документы, удостоверяющие то, либо противоположное.
И, знаете, такие документы есть! И они удостоверяют, что ильменские словене, кривичи, меря и чудь, призвали конунга Рюрика с братьями его Синеусом и Трувором править ими, ибо земля наша богата, а порядку…. Ну и дальше – тря-ля-ля.
Одна заковыка – все документы отстоят от описываемых событий минимум на двести лет, а некоторые на четыреста, и используют устное народное сказание о призвании варягов.
Считается датой призвания Рюрика год 862, когда он заложил крепость Ладога, как понимаете, недалеко от Ладожского озера. Затем и Новгород заложил на месте впадения Волхова в Ильмень озеро.
Как понимаете, за двести лет можно насочинять много, можно черти чего насочинять. Мы вон до сих пор со Сталиным и Отечественной Войной окончательно не разобрались.
Так народное сказание оно ведь не одно, по другому сказанию выходит несколько иначе.
Призвание варягов началось с того, что им дали хорошего пинка, для начала. Слишком уж достали они грабежами и вымогательствами. А чего еще могли бандиты делать? И, под предводительством славянского князя, а может просто старейшины (быстрее всего. Не забыли? – жили в народоуправлении), Гостомысла, вышвырнули, как нашкодивших котов, с территории новгородчины.
Некоторыми Гостомысл считается личностью легендарной, но в западных хрониках он упоминается, следовательно, личность историческая.
Умер сей старейшина в 860 году и похоронен в … Новгороде! Якобы заложенном Рюриком позже 862-го года.
А дочь свою, Умилу, Гостомысл выдал замуж за знакомого варяжского конунга. И перед смертью завещал выбрать в правители сына этой самой Умилы.
Наверное, уже догадались, кого родила Умила. А вот его самого, Рюрика и родила.
Возможно, что после смерти Гостомысла и началась некоторая усобица: въсташа сами ся воевать и бысть межа ними рать великая …
Вот это вполне, возможно, тем более, что словене ильменские, кривичи и чудь и меря – совершенно разные народности.
С чудью крутили и так и эдак, и как ее к какой группе не примеряли, всегда получались древние эстонцы. А меря, фино-угорское (не славянское) племя, существовало еще очень долго, даже в московском княжестве целыми мерянскими деревнями, пока полностью не ассимилировалось со славянами. Кстати, белокожесть, конопушки и курносость, якобы славянская, присуща была и мерянам.
После надоевшей перманентной драчки, возможно, вспомнили спокойные времена дедушки Гостомысла и воспользовались его советом – призвали Рюрика, в котором, замечу в скобках – половина славянской крови. Решили, видимо просто – раз три разные народности и четыре племени, живут рядом, то правитель должен быть не зависим ни от одной из них – иначе не будет справедливости.
Рюрик сначала осторожно расположился в устье Волхова, помня, то, как выперли взашей отцов. Синеуса послал в Изборск, а Трувора на Белоозеро.
Затем, освоившись, перебрался в Новгород, который, якобы, построил. Археология говорит, что на месте Новгорода поселение существовало давно и археологические предметы там славянско-скандинавские вперемежку, что и говорит о древних изначальных контактах обоих культур.
Как вам такая теория? Не сильно ущемляет национальное самолюбие?
Так есть еще одна.
Не было никакого Рюрика вообще!
Рюрик не имя собственное, а родовое название одного из славянских племен – ререгов, а иначе ободритов. Самое что ни на есть историческое племя западных славян, тотемом которых был атакующий сокол, коей на всех старых славянских языках звучит как рарог или ререг и тому подобное.
И знаете какая родовая эмблема была у того самого Рюрика? Вижу - уже догадались. Он самый – сокол.
Так что единственно, что нам точно говорит наука – это то, что либо Рюрик был варягом (шведом, норвежцем, датом), либо славянином, либо полукровкой. Но еще точнее наука нам говорит, что Рюрик либо был, либо его просто не было. И нечему тут удивляться – с Историей вечно такая история. И хорошо, еще, если можно точно сказать, что событие такое-то имело место бысть.
Я вам, граждане славяне варианты предоставил – выбирайте каждый для себя по вкусу.
Но уж, поскольку, книгу я назвал «История государей российских», то начнем все же с Рюрика.
Так вот новгородцы не сильно-то удовольствовались правлением славного русича-варяга и по своему обычаю решили выкинуть его обратно в скандинавские пущи. Восстанием руководил Вадим Храбрый, но потерпел поражение.
Решив упрочить свое положение в Новгороде, Рюрик женился на дочери знатного новгородского боярина Ефанде. Или не боярина, а такого же варяга, но осевшего в Новгороде. Жена эта у него была, я думаю не первая и не последняя, но именно она родила Игоря Рюриковича.
Рюрик вскоре в 879 году в бозе почил, а сына малолетнего оставил на друга своего Олега.
Олег в истории, а особенно в сказаниях былинных след оставить успел немалый. Ведь это тот самый Вещий Олег.
Решив, что сидючи в Новогороде, след в истории большой не оставишь, он направился на юг. Ну, а в самом деле, как можно считать, что славянами всю оставшуюся историю правили варяги, если славян уйма, до самой Византии и Германии, а их позвали всего два племени славянских.
Олег собрал дружину из варягов, словен ильменских, кривичей, чуди, да мери и поплыл на юг.
К Киеву.
Впрочем, не совсем поплыл. Московский канал тогда Сталин еще не построил, да и саму Москву боярин Кучка еще не построил, а Юрий Долгорукий ее еще у него не оттяпал. Поэтому часть пути ладьи тащили волоком через водораздел Волги и Днепра. Кое место затем так и называли Волок Ламский. Ныне Волоколамск.
С собою Олег прихватил малолетнего княжича Игоря.
Подплыв к Киеву, и заценив место, Олег пришел в восторг. Это вам не Новгород и уж тем более не Ладога, где зима девять месяцев в году. Здесь благодать (впрочем, слова такого Олег еще не знал), река широкая, со струями прозрачными и течет к теплому синему морю, а за морем тем … эх, мать моя! Византийская империя, которая, как говорят, воевать не шибко любит, а предпочитает откупаться. И покупать. Вот бы совместное предприятие наладить – из Новгорода рухлядь мягкую (куниц, соболей, да бобров) поставлять, а из Византии сокровища несметные (может и без соболей обойдемся).
От хрустальной мечты Олега отделяли всего два незначительных облачка на горизонте. Аскольд и Дир – киевские князья. И опять – таки варяжского происхождения. Как они здесь в середине славянской земли оказались, да еще князьями спросите у историков. Я, лично, пас. Отказываюсь отвечать на этот вопрос.
Зато я отвечу на другой.
Олег послал к ним послов, извиниться, что не сам пришел их уважить, ибо болеет он шибко, и приглашает к себе на ладью.
Ну, все как и раньше и сейчас – «люди ми не местные … на вокзале дедушка лежит …».
Аскольд и Дир пришли почтить болезного и их тут же прирезали как двух кабанов.
Вот это уж точно легенда. Чтобы два прожженных, ушлых, ни во что, кроме меча и злата не верящих, варяга сунули голову в явную мышеловку, даже не взяв с собой дружину, хотя бы для помпезности …. Повторяю вслед за Станиславским – НЕ ВЕРЮ! Явная легенда.
Дальше еще лучше.
Вытерев о штанину запачканный меч Олег поднимает отрока Игоря и вещает (ну, он же, вещий) :
- Вот ваш князь.
И многотысячный Киев соглашается :
- А, ну раз так, то и ин и ладно.
И дружина Аскольдова и Дирова тоже головой согласно кивает.
Думаю, порубили бы они в капусту и Олега и Игоря. Но, летопись есть летопись.
Может быть Олег ошарашил киевлян вопросом – почему это град Киев –он, а прозывается матерью городов русских и киявляне в недоумении стали чесать затылки, поскольку вопрос действительно весьма интересный и до сих пор никто на него связно не ответил.
Привожу сей инцидент только для демонстрации достоверности летописей и народных сказаний.
Осевши в Киеве, далее Олег свершил много славных дел.
Спервоначалу, занялся он ближайшими соседями древлянами, северянами и радимичами, а так же тиверцами, уличами.
Схема была очень простая. Приходил Олег, ну, скажем, к древлянам и спрашивал - кому дань платите, болезные? Как видите - и тогда без этого было невозможно. И все эти славяне платили дань хазарам. Да им и было проще заплатить, ибо народ оседлый и занимался землепашеством – каждая пара рук на счету. Ну нет у них возможности держать даже заставы на границе – проще заплатить. Если немного. Иначе, конечно, и земледелец за топор возьмется.
А тут Олег – сколько платите? Ничего им не платите – мне платить будете. А ежли чё? А ежли чё, то ко мне посылайте. Соглашались не все и некоторых приходилось подгибать силой. С хазарами Олег воевал, но сие мероприятие ему было постольку поскольку. Главное богатство сосредоточилось в Византии.
Туда поход он и направил.
По преданию две тысячи ладей в каждой по сорок воинов. Византия заперлась в крепости (это было вполне в ее обычаях), а Олег всласть пограбил окрестности и затем предпринял беспрецедентный штурм Второго Рима – поставил свои ладьи на колеса и под наполнившимися ветром парусами они выползли на берег и византийцы устрашились и выплатили дань несусветную, а Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Уф.
Красиво! Даже очень.
Но, по моему, ложь от начала до конца.
Тоже мне еще буерист!
Ветер, который выволочет корабли из воды на сушу, должен быть ураганным, а такой просто сорвет паруса и поломает мачты.
Затем, команда, сорок человек, представляет прекрасную цель для «греческого огня» , который выжжет, как напалм, всю команду и сожжет саму ладью. Что и было сделано несколько позже с ладьями Игоря. Так что, такой эффектный выезд, прямо к стенам Царьграда, был бы просто подарком для византийцам, которые в то время еще не разучились воевать и считали себя наследниками Рима, который в это самое время находился в полной …. в общем, понятно.
И самое главное – ни в одной византийской хронике сие славное деяние не отмечено, а они историю записывали, довольно, объективно, ибо все последующие наезды русских князей зафиксированы.
Где умер князь Олег (а его именовали именно князем, хоть и был он номинально регентом), нам неизвестно. Есть данные, что погиб он на войне с хазарами, есть еще та самая знаменитая легенда о змее.
Ну, вы все знаете ее – волхвы предсказали гибель Олегу от коня своего. От любимого коня, что немаловажно, ибо никакого более близкого существа у русского князя, проводившего полжизни в военных походах, быть не могло. Олег приказал содержать своего любимого коня в холе и неге, с табуном кобылиц, чтобы жизнь свою он прожил в свое удовольствие.
Что случилось далее, мы все прекрасно знаем. Конь околел от старости, а Олег закручинившись поставил ногу на череп его ( вообще-то странная фантазия) и был укушен ядовитою змеей.
Вот все тут хорошо, за малым исключением – на Руси нет, и не было, смертельно ядовитых змей. Единственная ядовитая змея это гадюка, но она не смертельно ядовитая. Ну, напухнет нога, будет приличный некроз ткани, но не смерть. Моего знакомого гадюка кусала дважды – ну, повезло парню – до сих пор живой и в добром здравии. Причем, кусала в руку, а, чем ближе к сердцу укус некротического действия , тем опасней.
Правда, может это происходило в юго-восточных степях, где водится смертельно ядовитые гюрзы, но, спрашивается, чего туда нелегкая могла занести олегова коня на пенсии?
Почил в бозе Олег Вещий и стал полноправным князем Киевским и Новгородским Игорь Рюриковичь, кстати последний с именем скандинавско-славянским. Игорь – Ингвар. Олег – Хельг. Рюрик - … ?
Впрочем, быстрее всего Олег Вещий в бозе не почил. Византия была для него только золотым петушком у которого надо бы пощипать перышки, а вот врагом был Хазарский каганат, куда он и направился со всем войском. Что смог собрать. Перед этим правда, он, как достойный муж нашел невесту Игорю, у которого их и так было невпроворот, но это была особенною. Это была девица из древнего рода Гостомыслы – помните славянского старейшину? Имя ее – Прекраса – чего-то не занравилось Игорю и Олегу и переименовали они ее в Ольгу – можете читать как Хельгу. Причем, увидав красну девицу Игорь спервоначалу хотел попользоваться насчет клубнички у красной девицы на халяву.
История сохранила полный достоинства гордый ответ девицы, что, мол, быстрее с берега утоплюсь. Думаю, она просто ножик князю показала, а, возможно, и слегка пощекотала. Судя по дальнейшим делам этой девы – с нее сталось бы и такое.
Кончилось все свадьбой.
Вскоре после этого Олег отправился в каспийский поход, о чем летописи русские умалчивают, но другие весьма подробно рассказывают, чем эта авантюра закончилась. А закончилась она, по восточным источникам, гибелью некого Хельга и всего его войска. Змея здесь не при чем.
Игорь посчитал, что с дядей у него счеты закончены и начал править самостоятельно.
А править самостоятельно, это в его мнении, было повторить поход на Византию. Чего он ничтоже сумняшеся и повторил.
Кончилось это весьма плачевно и для похода и для Игоря. Флот его, в тысячу ладей, пожгли почти весь полностью именно тем самым греческим огнем.
Кабы не огонь с неба мы бы победили – оправдывались впоследствии русичи. Конечно, всегда нам что-либо мешает – в данном случае огонь с неба, а не более высокоразвитая цивилизация. Но что мне в русских нравится – через два года в 943 они опять отправились воевать Царьград.
И как водится у нас, у славянской расы, чтобы победить врага, нам надо сначала не хило получить в морду. Так было всегда.
Так было и на сей раз. Игорь пошел и по морю и по суше.
Византия прикинула сальдо-бульдо военных действий и предложила компенсацию.
Князь Игорь согласился.
Одного не знал князь Игорь - дебит с кредитом Византия, мертворожденный ребенок Рима, умела сводить еще столетия назад, а он только-только лет двадцать –тридцать. И, вернувшись в Киев, он обнаружил крайнее неудовольствие своей дружины таким походом. Делать было нечего, кому он на фиг нужен, без обученной дружины ратников, которые ни черта не умели и уметь не хотели, кроме как бездельничать, либо драться.
Решение нашлось очень быстро – не удалось обобрать чужих, - надо ободрать своих. Кто тут в походе кровопролитном не участвовал? Ах, древляне! Ну, пусть налог заплатят.
Древляне налог были заплатить совсем не против, тем более, что еще с Олегом они об этом договорились. Они просто не представляли КАК они его будут платить.
А заплатили они его так, слово при самом жестоком набеге хазар, от чего им князь Олег обещал защиту.
Короче сколько добра выгребли, сколько мужиков поубивали и сколько девок перепортили и женщин обесчестили летопись, сообщает весьма скудно.
Но этого, конечно же, князеньке, было мало. И он в своей мудрости молвил слово своей дружине – вы, мол, возвращайтесь, а я еще немного похожу – сиречь пограблю.
Вот ведь хватило ума.
Местный князь Мал сказал на это – коли повадился волк в отару овец, то не успокоится, пока всех не передушит, или пока его не убьют!
Естественно, такого князя убили при первой же возможности. Да, как же его можно было не убить?! Клявшегося защищать землю древлянскую от ворога.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОЛЬГА СВЯТАЯ
Далее древляне поступили крайне неосмотрительно – кокнумши князя послали посольство к княгине – к жене убиенного, то есть. С предложением – ты, матушка, типа, не серчай, - за дело, а не от озорства, муженька твово кончили, а потому выходи-тко ты лучше за нашего, за князя Мала. От этого буде всем сплошное удовольствие – и земли наши объединятся и ты, опять , при муже будешь. Вроде как ничего и не случилось.
Княгиня ломаться - кочевряжиться не стала и ответила просто – присылайте послов, встречу с честью.
И вправду встретила с честью. Не позволила даже дорогим послам ступить на землю киевскую ноженьками, а приказала поднять челн на руки и таким манером принести на княжеское подворье, где все уже было готово к торжественной встрече древлянского посольства.
Однако, это была еще не честь, а так, - простой знак уважения. Честь была чуть дальше.
Челн с послами внесли на подворье и небрежно, почти случайно, швырнули в заранее вырытую яму, после чего начали, не торопясь, засыпать землей.
Ольга - Прекраса, стояла на краешке и заботливо спрашивала:
- Ну, и как, велика ли честь Вам?
Так их живьем и захоронили.
Но тем дело не кончилось.
Княгинюшка, видимо, просто для издевки, отослала древлянам послание в том духе, что, мол, что, ж вы, древляне, таких худых послов прислали? Нам это даже очень и обидно. Шлите ка, кого ни то познатнее. Все, ж таки княгиня я киевская аль мышь амбарная?
По-моему это было явное издевательство, но … древляне послали следующее посольство и, как просила Ольга, самых знатных! Видимо очень уж наивный был народ – не зря Игорь считал, что может стричь с них шерсть вместе со шкурой. Но не рассчитал, что даже самый добродушный народ можно довести до смертоубийства.
Как бы там ни было, новое посольство прибыло и княгиня Ольга, приняла и их с почетом и для начала препроводила, с дороги, в баньку. Впрочем, этим началом все, собственно, и кончилось - дверь подперли бревном, а баню подпалили.
Некоторое время спустя, княгиня что-то заскучала. Древляне сидели в своих лесах, посольств новых не слали, а самой попросить в третий раз, вроде было уже и неудобно. Дело не в том, что могли не поверить (не факт), а просто … третий раз да одно и тоже. Так можно и тупой бабой в истории остаться и что кто-то там еще тупее никак не утешает. А уж дурой, будущая святая и равноапостольная, отнюдь не была.
Слегка выпустив пар с двумя посольствами, княгиня вспомнила, что тризну-то по супругу, справедливо убиенному, так и не справила. Совсем закрутилась. С этими посольствами. Ну, что, ж справим.
Княгиня обращается к древлянам со смиренной просьбой (древляне насторожились), справить тризну на месте смерти мужа. И придет всего лишь с небольшой дружиной. Во-первых, - на дорогах неспокойно, во- вторых, - как же слабой женщине без охраны, да и вообще – ноблес облидж.
Древляне расслабились и противиться не стали. Видимо, все же чувствовали некое раскаяние, ну не в убийстве, может быть, а в том, что женщину овдовили.
Ольга и вправду явилась с небольшой дружиной, так, просто для протокола. Действительно справила тризну, помолилась и принесла жертвы, пока еще языческим богам и скромно опустив очи долу, печальным голосом просила древлян прийти помянуть покойного.
Ну, что, ж, когда древлянам наливают, они не отказываются, да и по чести, помянуть надо, какой бы он там, ни был, а поминки дело святое, впрочем, о святости в то время еще понятия не имели. Только сама княгиня смутно догадывалась.
Ольга прохаживалась между пирующими и ненавязчиво, но настойчиво, угощала древлян. Те, конечно, рады были залить размолвку и залили хорошо, так, что вечёр уже лежали лицами в салат, а некоторые переместились этажом ниже – под столы.
Однако, как выяснилось впоследствии из летописей, это был только первый акт пьесы под названием «Княгиня Ольга справляет тризну по убиенному мужу». Даже не акт, прелюдия, к симфонии.
А закончилась симфония тем, что никто из спящих больше не проснулся. Да и как бы они проснулись, если им спящим ольгина дружина перерезала глотки?
Вот такая вот увертюра для оркестра с фортепьяной.
После этого деяния Ольга с дружиной вскочили на коней и с места в карьер понеслись к Киеву. Все-таки одно дело перерезать пьяных в дым, а совсем другое попасть под раздачу древлянского войска.
Но послы послами, резня резней, а с древлянами надо было что-то решать кардинально. Такие мелкие укусы ничего кроме внутреннего удовлетворения не принесли.
И вот княгиня выступает на землю древлянскую с войском. И хоть на Руси пока такого не видели, чтобы в поход вела женщина, но войско пошло за ней безоговорочно. Впрочем, не видели подобного и после – более на земле русской ни одна женщина войска на битву не водила.
Начала Ольга войну весело, с обычной для нее безобидной шуточки. Осадив Искоростень и не сумев взять его с ходу, она согласилась снять осаду, за выплату дани.
Древляне осторожно поинтересовались размером дани и Ольга обещала три шкуры не драть и быть скромной.
Древляне согласились и ударили по рукам. А княгиня скромностью их вообще доконала – запросила «с каждого дыма по воробью». То есть с каждого дома.
Слегка ошалевшие древляне, мигом, пока не передумала, наловили ей воробьев, возможно даже больше чем требовалось. Думаю, на радостях они их всех переловили. Такому геноциду воробьи не подвергались более до самой культурной революции в Китае.
Далее княгиня с добром отпустила древлян в город, по домам, а к каждому воробью приказала привязать по клочку пакли, поджечь и отпустить. Естественно каждый воробей стрелой полетел под родную крышу и через несколько мгновений весь город запылал, а княжеское войско пошло на приступ и легко овладело городом.
Вот так вот, «с шутками и прибаутками», разгромила княгиня Ольга войско древлян и подчинила все города.
После столь славных деяний в Киеве и окрест его ни у кого не возникло никаких сомнений о том, кто должен править до совершеннолетия князя Святослава. Ни о каких регентах разговоров более не было. Всем стало понятно, что ТАКАЯ женщина даст фору многим мужикам.
И княгиня Ольга приступила к правлению.
Нельзя не признать, что правила она вполне разумно, можно сказать мудро. Ввела множество полезных новшеств. Например, перестала бегать по всей Руси за данью, а определила для этого особые места, куда установленную раз и навсегда дань, свозили сами данники. Сии же места использовались для торга. То есть нечто вроде ярмарки, но назывались они несколько иначе – погосты. Да, да, именно так.
По вечерам же княгиня почитывала святое писание, к коему давно имела пристрастие и беседовала с христианскими миссионерами, благодаря которым стала очень хорошо известна в Византии, как женщина незаурядного ума и красоты прямо таки неземной.
Впрочем, миссионеры и ранее тихой сапой ползли на Русь, но доселе без особой для себя пользы. Хорошо хоть не били, по крайней мере, не везде и не всегда. Но убегать, иногда, приходилось весьма резво.
Княгиня же, однако, учение Христа восприняла всерьез и, наконец, решилась.
Года 86.. – го, от рождества Христова отбыла в Византию, дабы принять святое крещение.
В Византии она окончательно всех очаровала мудрыми суждениями и яркой внешностью. А еще больше искренним желанием войти в лоно церкви православной.
Причем, настолько ярко она блистала и так на довольно-таки не тусклом византийском дворе, что император Константин Багрянородный, чуть не сходу, предложил ей руку и сердце. Нет, без всякого там похабства или заради баловства, а именно возымел желание с ней законно обвенчаться.
Почему-то это лестное предложение - стать византийской императрицей, княгиню в восторг не привело. Однако, впрямую отказать императору тоже хм … ну, как-то неудобно.
Но это же была княгиня Ольга и такие вопросы она разруливала двумя мизинцами.
Скромно потупив взор, она вполне резонно спросила – дескать, как же ты, император, обвенчаешься с некрещеной - то? Это уже блуд сплошной и похоть мерзкая, а не таинство святое, заключаемое на небесах. Давай подождем моего крещения.
С этим доводом император не мог не согласиться. А Ольга тем самым добилась, что процесс подготовки к крещению значительно ускорился.
Перед самым обрядом, Ольга обратилась к императору с просьбой оказать ей честь великую. Император тут же поклялся исполнить любое ее желание и княгиня, теперь уже, наверное, не в пол глядя, а прямо в глаза порфироносному суженому, просила его быть ей крестным. При этом так ожег Константина этот взор огненный, что он, совершенно очумевший, тут же согласился.
На том и сладились и быстро, но торжественно крестили княгиню Ольгу дав ей в крещении имя Елена.
Неизвестно сколько терпел Константин, думаю, не долго, и спросил – ну когда же, дорогая?
О чем это Вы, ваше императорское величество? – удивилась Ольга – Елена.
Ах, об этом. Да, что Вы такое говорите, грех то какой, ПАПЕНЬКА.
И в самом деле – жениться на крестной дочери это один черт, что на родной, а может и похуже.
Неизвестно сильно ли осерчал Багрянородный, но мстить не стал и отпустил княгиню с миром. Наверное, еще и посмеялся женской хитрости и коварству и лишний раз убедился в глубоком уме северной красавицы.
Вот так вот получил гарбуза император византийский от русской княгини.
А жаль! Прекрасный был момент объединить Византию и Русь в единое государство. Такая женщина как княгиня Ольга, блистала бы не меньше, чем, в свое время, базилисса Феодора. И Византия, влив в себя молодой и многочисленный народ, не пала бы под ударами крестоносцев, а затем турок. Но, но и но …
Вряд ли бы Русь добровольно присоединилась бы к Византии, ибо русские привыкли с ней воевать, а византийцы еще много веков, кроме пакостей, русичам ничего не делали. Но почему бы не помечтать.
В этом и ответ на вопрос, почему же Ольга отказалась от чести стать базилиссой – она не могла бросить Русь – князь на Руси в то время был, но не было правителя.
Красивое получилось сказание о крещении княгини Ольги и любви к ней базилевса, но, возможно, это просто красивое сказание, потому что, если посчитать года княгини к моменту посещения Византии, то они весьма немалы. За шестьдесят – да, вот так. Вряд ли в эти года можно внушить кому либо безумную страсть.
Это я к чему? А все к тому же – к достоверности летописей – что-то никто из летописцев не догадался сделать простейшее арифметическое действие.
Жалко расставаться с легендой, очень жалко.
А хотите я верну ее обратно? Да легко!
Датой рождения Прекрасы считается 890-й год, но, в таком случае, вылезает такая куча нестыковок, что проще считать эту дату неверной.
Пусть уж лучше красивая легенда будет прекрасной былью.
Прожила Ольга еще очень долго и до конца жизни осталась правительницей Руси, до преклонных лет сохранив острый ум и здравый смысл. В последний год жизни, далеко за 70 лет, ей пришлось вспомнить свои боевые навыки, защищая Киев от набега печенегов, с небольшим гарнизоном, ибо войско находилось очень далеко. И пожилая княгиня так руководила обороной, что продержалась до прихода основных сил.
Подобный случай в истории известен еще только один – когда Элеонора Аквитанская, дважды королева, ( французская и английская) в возрасте 80-ти лет так же обороняла осажденную крепость.
Самое странное, что в государстве в то время был вполне законный князь. Нет, он не был слабоумным, он не был трусоватым, он не был лентяем.
Если, Элеонора Аквитанская родила Ричарда Львиное Сердце, то княгиня Ольга родила Святослава – умного, сильного и бесстрашного воина, настоящего рыцаря, о котором бы слагать баллады и былины.
А, собственно, каких еще сыновей могли родить ТАКИЕ женщины?
Кстати, сняв осаду с Киева и дав хорошего пинка печенегам, Святослав собрался было погонять их скрученным, мокрым полотенцем по степям, но на сей раз матушка – княгиня потребовала князя остаться и дождаться ее смерти, чтобы достойно похоронить и принять дела государства. Князь внял ее словам.
Через три дня княгиня Ольга умерла.
В 16-ом веке она была канонизирована и названа «святой равноапостольной княгиней Ольгой». Не Еленой.
Судите сами, была ли она святой.
А вот была ли она великой государыней – вопроса не возникает.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовала история нашего государства, изложенная в таком авторском стиле, то вы можете прочитать еще несколько глав или, даже, купить книгу в электронном или обычном, печатном виде, пройдя вот по этой ссылке на сайт Ридера.ру:https://ridero.ru/books/nesereznaya_istoriya_gosud...
Там же вы можете ознакомиться и с другими книгами автора.
С уважением, автор.


Мне нравится:
0
Поделиться
Количество просмотров: 19
Количество комментариев: 0
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Другое
© 18.10.2016 Василий Фомин




00
 
1 1